Сертификацию полностью импортозамещённого самолета МС-21 сдвинули на конец 2026 года. По мнению авиаэкспертов, задержка связана не столько с сокращением госпрограмм, сколько с технологической сложностью и нехваткой квалифицированных кадров.
Пять систем тормозят весь проект
Глава Росавиации Дмитрий Ядров отмечал, что сертификация завершится в конце 2026-го, а пока остаётся заменить пять ключевых систем — обледенения, водо-вакуумную, предупреждения столкновений, метеолокатор и электроснабжение.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что программа сертификационных испытаний «обширна и спрессовать её нельзя».
Не начали летать шесть месяцев назад — не сможем завершить в этом году.
Пантелеев добавил, что чем больше проведут наземных испытаний и испытательных полётов, тем ниже вероятность того, что какой-то дефект не выявят именно на стадии испытаний.
Наработки есть, но их доводка требует времени — это и тормозит проект.
Не в деньгах дело
Главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин уверен, что перенос связан не с финансированием, а с масштабом задачи.
Ядров говорит о пяти системах, в которых нет никакого rocket science. Это скорее осторожный и реалистичный прогноз, чем неопределённость.
Трудности усугубляются перегрузкой предприятий оборонным заказом и последствиями разрушения отрасли в 1990-е годы.
Если ты не наобещаешь начальству, найдут того, кто это сделает.
Шатилин считает, что помочь проекту может расширение кооперации. Например — с белорусскими предприятиями, обладающими компетенциями в авионике и металлоконструкциях.
По его оценке, первые самолёты авиакомпании получат не раньше 2027 года, а обещанных темпов в 72 самолёта в год удастся достичь не ранее 2030-го.
Кадровый дефицит и новые цеха
Пантелеев же напомнил, что наращивание производства невозможно без роста числа рабочих.
Без увеличения численности сотрудников в Иркутске и у поставщиков добиться этого нельзя.
Шатилин добавил, что отрасли нужны тысячи инженеров, сборщиков и специалистов по композитам.
Мигрантами их не заменишь. Эти кадры надо растить и готовить заранее.
Новый цех в Иркутске заработает не раньше 2029 года, он должен обеспечить масштабирование выпуска. Но, по словам экспертов, на темпы сертификации и запуск серийного производства это уже не повлияет.
Ранее www1.ru сообщал, что экипаж МС-21 не стал рисковать посадкой при сильном ветре на испытаниях