МС-21, «Суперджету» и Ту-214 запрещено летать: без TCAS их просто не пустят в небо

В России пока не импортозаместили важнейшую систему для новых и старых лайнеров

Главная технологическая проблема российской гражданской авиации — отсутствие собственной системы предупреждения столкновений TCAS. Без неё самолёт не может получить разрешение на коммерческие полёты, независимо от возраста, модели или степени локализации. На это в беседе с «Первым техническим» указал авиаэксперт, член правления Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП), основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков.

Специалист напомнил, что отсутствие TCAS делает невозможным возвращение в эксплуатацию не только самолётов вроде Ту-214 в импортозамещённом облике, но и новейших лайнеров, создаваемых последние годы — МС-21 и «Суперджет» SJ-New.

Меня иногда спрашивают, а как же так, ведь Ту-214 делали ещё в СССР, там ни одного иностранного компонента не было. Да, это было так, но со временем требования по безопасности полётов ужесточались, появились новые требования по навигации.
Андрей Патраков, основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia

Когда нет системы TCAS, самолёту вылетать запрещено. Всегда существует риск столкновения в воздухе — могут погибнуть сразу два борта, а могут и нанести повреждения на земле. Эта проблема касается любого самолёта, неважно какой модели, отметил специалист.

Авиаэксперт выразил мнение, что корень проблемы лежит не в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК, входит в Ростех), а в том, что импортозамещение критических авиасистем фактически началось слишком поздно.

На моей памяти, её делают уже около 14 лет. Ещё в 2014 году президент ставил поручение начать импортозамещение, в ОАК потом был проект «Российский борт». В прошлом году у поручения был 10-летний юбилей, импортозамещение не завершили. Мне кажется, по факту им начали серьёзно заниматься в 2023 или в 2024-м году.
Андрей Патраков, основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia

Патраков предположил, что ситуацию удастся исправить к 2030 году, вопрос заключается лишь во времени и деньгах.

Потому что это именно то время, когда получится сделать единичные экземпляры и пройти сертификацию. Но даже получив эти системы, одно дело — сделать несколько прототипов и испытать их, а другое — наладить серийное производство. Девять женщин ребёнка за месяц не родят. Вы хоть миллион долларов платите инженерам для ускоренного создания TCAS, но они не сделают быстрее, пока не поймут, как, пока не набьют руку и шишки.
Андрей Патраков, основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia

Экономист Дмитрий Семёнов отмечал, что отечественные предприятия авиационной отрасли способны обеспечить авиакомпании самолётами отечественного производства. Однако это случится не так быстро, как хотелось бы — процесс может растянуться на 5-10 лет.

Авиаэксперт Роман Гусаров также объяснял «Первому техническому», что новые МС-21 не пойдут на экспорт в ближайшие лет 10 — сначала нужно насытить собственные авиакомпании.

Читайте ещё материалы по теме:

Сейчас на главной