Объединенная авиастроительная корпорация построит более 600 самолетов для авиапарка России к 2030 году. Об этом стало известно после распоряжения правительства направить на создание гражданских самолетов 865,6 млрд рублей до 2030 года.
По данным, которые приводит ГК «Ростех», куда входит ОАК, совместно они построят к этому сроку двенадцать дальнемагистральных Ил-96-300. Эти самолеты могут перевозить до трехсот пассажиров и летать на расстояния более шести тысяч километров.
Глубоко модернизированная версия Ил-96-300 - Ил-96-400М - пока в процессе работы над ней, и в планы к 2030 году она не входит. Самое главное отличие от Ил-96-300 - способность выполнять трансконтинентальные перелеты.
Чуть больше, чем Ил-96-300, планируют собрать Ил-114-300. Эти региональные лайнеры заточены на перевозку до 68 пассажиров и полеты на расстояния от 500 до 1,5 тысяч километров. Их будет 70 экземпляров. Но пока полной сертификации самолета и его серийного производства не случилось.
Из-за крушения в августе 2021 года опытного экземпляра легкого военно-транспортного самолета Ил-112В в Кубинке, где был установлен такой же двигатель, как на будущем гражданском Ил-114-30, Минтранс инициировал перенос поставок самолета на 2026 год - они должны были начаться уже в 2024 году. За два года ТВ7-117СТ разработки «ОДК-Климов» надеются заменить на новый двигатель, провести новые летные испытания и пройти сертификацию.
Покроют и потребность в среднемагистральных лайнерах. Они могут летать на расстояния от 2 до 6 тысяч километров. В этой категории - два самолета. Это МС-21-310 - их будет 270 штук. Первые модернизированные лайнеры авиаперевозчики очень ждут уже в этом году, но в Минпромторге не исключают задержек с выходом их на рынок, как и других импортонезависимых версий самолетов.
Второй среднемагистральный лайнер - Ту-214. Самолетов, которые могут перевозить до 210 пассажиров, соберут 115 штук.
Руководство ПАО «Туполев», входящего в ОАК, в конце 2023 года озвучило информацию, что для отечественных авиалайнеров в Казани уже закладывают и строят новые цеха с поточной линией по типу автомобильного конвейера. Так же стало известно, что у Ту-214 появятся грузовая, короткая и двухчленная версии. Однако в ПАО «Туполев» признают, что трудности с ускорением строительства есть, так как Казанский авиазавод «делал в среднем полтора Ту-214 в год, а теперь стоит задача роста на порядок».
Импортонезависимых модернизированных SJ-100 от ОАК и «Ростеха» планируют к 2030 году собрать 142 новых борта. Первые полеты, сертификация всех импортозамещенных систем и маршевой силовой установки ПД-8 в составе самолета и даже первые поставки импортонезависимых серийных SJ-100 для «Аэрофлота» ожидались к концу 2023 года. Однако процесс немного затянулся и этого не случилось. Сейчас испытания самолета идут активно, и к концу 2024 года первые экземпляры лайнера должны начать пассажирские перевозки.
SJ-100 перевозит до 103 пассажиров и относится к ближнемагистральным самолетам. То есть - способен совершить перелеты от тысячи до двух с половиной тысяч километров.
Будет развиваться и региональная авиация, рассчитанная на перевозки на расстояния от пятисот до полутора тысяч километров и на малое количество пассажиров - менее 50 человек.
Так, 178 штук Л-410 произведут на авиазаводе УЗГА. Эти региональные самолеты могут перевозить 44 пассажира.
Из-за санкций производство Л-410 в 2022 году было заморожено - так как являлось локализацией чешских региональных самолетов. Но позже в УЗГА заявили о создании нового самолета на замену Л-410 вместимостью 19 пассажиров. К 2026 году разработку планировали уже сертифицировать и сдать заказчикам, работа над проектом обсуждалась в партнерстве России и Белоруссии.
ЛМС-901 «Байкал» - тоже производства УЗГА - к этому времени построят 154 экземпляра. Они перевозят до девяти пассажиров и тоже рассчитаны на региональные малые перевозки. Это замена «Кукурузникам» Ан-2.
ТВРС-44 «Ладога» от УЗГА, как и Л-410, будет перевозить 44 пассажира. Их построят к 2030 году чуть меньше - 140 штук. Но прежде самолету и его деталям придется пройти сертификацию: разработка для России абсолютно новая.