Серийный выпуск Ту-214, на который в 2022 году делали ставку в Казани, не начнётся даже к 2030-му. Реальные темпы — считанные единицы самолётов в год. На первый план выходит программа МС-21, где ситуация заметно лучше, а планы выглядят достижимыми.
Казанский Ту-214: обещания и реальность
Информация о срыве планов по Ту-214 уже не вызывает удивления. По данным отраслевых источников, даже к концу десятилетия Казанский авиазавод не сможет выйти на обещанные объёмы серийного производства.
Пока речь идёт максимум о 10 самолётах в год в течение ближайших пяти лет. Но и эти цифры выглядят оптимистично: осенью 2025 года местные СМИ сообщали, что завод пока не может выйти даже на более скромные темпы.
Местные СМИ справедливо отмечают: шесть самолётов в год — первый реальный рубеж, к которому можно прийти через три года. Для этого нужно перестроить производственные процессы и внедрить современную систему управления.
Фактически сегодня завод выпускает по одному Ту-214 в год — и то с трудом. Если к 2030-му Казань действительно сможет выпускать десять, это уже будет успехом.
МС-21: ставка на Иркутск и реальные темпы
Пока вокруг Ту-214 продолжаются дискуссии, проект МС-21 выходит на первый план. В Иркутске уже завершены ключевые этапы импортозамещения, самолёт проходит сертификационные испытания, а мощности завода позволяют говорить о росте выпуска.
На 2026 год запланировано завершение всех испытаний и выпуск ещё двух серийных самолётов. 2027 год станет стартом полноценного серийного производства, после чего начнутся поставки заказчикам.
Как напомнил вице-премьер Виталий Савельев, «Аэрофлот» заказал 200 лайнеров МС-21-310, и именно этот проект теперь рассматривается как приоритетный.
Индустрия готовится к серии
В Иркутске активно готовятся к запуску большого производства: осенью 2025 года там установили новые фрезерно-обрабатывающие центры весом по 33 тонны — они будут делать крупногабаритные детали крыла и фюзеляжа.
Нижний Новгород тоже подключился к программе: на завод «Сокол» поступило первое отечественное оборудование для автоматической клёпки авиационных панелей. В ближайшие два года прибудут ещё четыре аналогичных станка.
Здесь же начали сборку первого подкилевого отсека МС-21-310 — в год планируют выпускать по 24 таких изделия, часть работы возьмёт на себя Ульяновск. Все компоненты пойдут на финальную сборку в Иркутск.
Итог — МС-21 становится главным проектом гражданской авиации
Отрасль постепенно делает ставку на новый лайнер. Казань всё ещё борется за выживание старой модели, а Иркутск шаг за шагом выстраивает современное серийное производство.
Если график выдержат, то МС-21 уже к 2030 году станет основной силой российского авиапрома, тогда как Ту-214 останется нишевым решением для отдельных авиакомпаний.
Ранее www1.ru сообщил, что Россия заработает миллиарды долларов для авиапрома производством SJ-100 за границей.