Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) около месяца назад опубликовала предварительные характеристики среднемагистрального лайнера МС-21-310 в импортозамещённом варианте. Дальность полёта с первоначально заявленных 5100 км неожиданно снизилась до 3830 км.
После этого в Сети завирусилось мнение, что причиной перевеса могли стать слишком тяжёлые композитные материалы российского производства. «Первый технический» попытался разобраться, а так ли наши композиты плохи в сравнении с иностранными?
Испытания подтвердили преимущество российских материалов
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») объявлял о завершении серии статических и локальных тестов стабилизатора для МС-21-310. Все элементы выполнили из российских полимерных композитов, разработанных в рамках ускоренной программы импортозамещения.
Главная цель эксперимента заключалась в проверке того, сможет ли отечественный композитный кессон выдерживать реальные эксплуатационные нагрузки, включая аварийные режимы. Проверку провели на стенде, полностью идентичном тому, что применяли для импортного образца.
Так вот: результат оказался гораздо лучше ожидаемого. Российская конструкция выдержала нагрузки на 50% выше расчётных. Импортный образец разрушился значительно раньше.
Наш кессон выдержал нагрузки в 2,5 раза выше нормы
В ходе испытаний специалисты последовательно увеличивали нагрузки, контролируя поведение критических узлов — навески, руля высоты и механизма перестановки стабилизатора.
Кессон, изготовленный из российских композитных материалов, показал высокую надёжность, работая при нагрузках, которые превышали предельно допустимые на 150%. Это уникальное достижение, впервые подтверждённое для детали такого класса.
Кессон стабилизатора, выполненный из российских композитов, продемонстрировал не только высокую устойчивость к предельным нагрузкам, но и отличную стойкость к ударным повреждениям, что подтверждает его пригодность для эксплуатации на гражданских авиалайнерах.
Импортозамещение ускорилось
После прекращения поставок критически важных зарубежных композитов российские предприятия под управлением ОАК запустили собственные разработки.
Сейчас большинство конструктивных элементов МС-21 производится внутри страны, а сертификация лайнера идёт полным ходом.
Нагрузка на МС-21-310 планомерно снизится в ходе эксплуатации
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт», авиаэксперт Олег Пантелеев также объяснил «Первому техническому», что вес МС-21-310 связан не только лишь с композитами. Он напомнил, что пришлось менять все бортовые системы и внедрять отечественные решения.
Однако предприятия такие комплектующие не производили уже долгое время, поэтому вес может быть связан с этим фактором, отметил Пантелеев.
Разработчикам агрегатов и приборов для МС-21 нужно было шагнуть, по сути, лет на 30–40 вперёд для создания в экстренном порядке систем, нужных самолётостроителям. Нужную функциональность создали, теперь нужно уложиться в заданные рамки по массе. По мере накопления статистики вполне может оказаться, что можно облегчать конструкцию не в ущерб прочности.
Добавим, что композит позволяет работать крылу до 100 лет и более, не подвергаясь воздействию воды. Благодаря новым материалам сокращаются серьёзные затраты на эксплуатационное обслуживание композитных бортов.
Главный конструктор МС-21 Виталий Нарышкин отмечал, что композитное крыло во время испытаний показало себя без нареканий. Авиаэксперт Роман Гусаров в беседе с «Первым техническим» уточнял, что если на крыло установить законцовки, то топливная эффективность может увеличиться.
Читайте ещё материалы по теме:
Сейчас на главной
Утильсбор на него не распространяется
Ходовую часть и двигатель «пятёрки» улучшили специально для гонок
Спортивный автомобиль 1966 года сохранился в идеальном состоянии
Почти каждую деталь на автомобиле сделали вручную
Почему владелец флагманского внедорожника пересел на китайский кроссовер — и что из этого вышло
Спецверсия выйдет тиражом 300 машин
Разбираем, какие знаки вводит новый ГОСТ, зачем их объединяют и почему их пока не видно на дорогах
Практическое руководство: какие механические и электронные системы мешают вору, а какие уже не работают
Раскрыты ключевые особенности будущей новинки
Электрификация, уход W12, падение продаж и корпоративные ошибки — как бренд довели до кризиса и есть ли у него путь назад
Машина получила до 657 л.с., двухмоторную установку и скорость до 200 км/ч
Спешить с приобретением б/у авто не нужно