Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 года стала одной из самых страшных в новейшей истории России: падение тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» на жилой сектор унесло жизни 72 человек. Перед трагедией у гиганта отказало сразу три двигателя.
Роковая последовательность
Тогда «Руслан», едва поднявшись над ВПП Иркутского авиазавода, потерял тягу сразу трёх из четырёх двигателей Д-18Т. Экипаж попытался удержать машину, но управление было фактически потеряно, и тяжёлый самолёт рухнул на жилые дома.
Для многих жителей Иркутска эта дата до сих пор — день личной скорби. Катастрофа разрушила несколько семей и оставила глубокий след в истории российской авиации.
Самолёт и экипаж: опыт, который не спас
Самолёт был далеко не новичком. Построенный в 1985 году, он прошёл службу в «Аэрофлоте», затем в ВВС СССР. К декабрю 1997-го «Руслан» имел 576 циклов и 1034 часа налёта, находясь в эксплуатационном ресурсе.
На борту — 9 членов экипажа и 14 пассажиров, сопровождавших груз: два истребителя Су-27, которые должны были отправиться во Вьетнам. Командир подполковник Владимир Фёдоров имел 2800 часов налёта, второй пилот Михаил Брюханов — более 4000. Но даже их опыт оказался бессилен против почти полного обесточивания самолёта после каскадного отказа трёх двигателей.
Причины катастрофы
До сих причина ЧП — объект для многочисленных споров. В 2014 году бывший глава службы безопасности полётов ВВС, генерал-майор авиации Борис Туманов сообщил, что произошёл отказ трёх двигателей в результате помпажа, вызванного их конструктивным дефектом — низкой газодинамической устойчивостью.
Туманов уточнял, что двигатель № 1 отказал через 6 секунд после взлёта, двигатель № 2 — ещё через 6 секунд, через 2 секунды — двигатель № 3.
Тот декабрьский день унес множество жизней. Это и экипаж самолёта, и жители домов и воспитанники соцучреждения. Многие ребятишки только начинали жить. Сейчас на месте трагедии — Храм Рождества Христова. Каждый год сюда приходят люди, чьи жизни затронула эта катастрофа.
Катастрофа стала точкой невозврата — нормы контроля состояния двигателей Д-18Т пересмотрели, а регламенты технического обслуживания ужесточили. До сих пор трагедия рассматривается как пример того, как единый отказ может привести к катастрофическому обрушению всей системы.