В российской авиации есть самолёт, который знаком практически всем, но его почти никто не видел роли обычного пассажирского лайнера. Ил-96 преподносился как гордость советского авиапрома для дальних перелётов и для конкуренции с лучшими зарубежными машинами.
Однако массовым Ил-96 так и не стал, и сегодня его имя чаще всего звучит в новостях о полётах первых лиц государства. Почему его судьба оказалась именно такой — великолепный представительский самолёт, но редкий гость в гражданских авиапарках?
Переосмысление авиации
В конце 1970-х годов авиалиниям понадобился дальнемагистральный лайнер, способный летать через океан без промежуточных посадок. За рубежом уже вовсю летали широкофюзеляжные Airbus и Boeing 747, поэтому в СССР поручили ОКБ Ильюшина разработку принципиально новой машины.
Будущий Ил-96 проектировали с оглядкой на мировых конкурентов, но делали его по канонам советской школы — системы дублированы, запас прочности выше, конструкция рассчитана на суровую эксплуатацию.
Вместо двух двигателей, которые тогда уже успели завоевать часть рынка, выбрали проверенную четырёхмоторную схему — наиболее надёжную для полётов над безлюдными пространствами и длинных маршрутов. Ил-96 впервые поднялся в воздух в 1988 году, на тот момент он выглядел внушительно: широкофюзеляжный лайнер с салоном на более чем 250 пассажиров, способный пересечь Атлантику без дозаправки.
Снаружи он был современным лайнером, а внутри обещал комфорт по меркам того времени. Но главное — самолёт демонстрировал амбиции: СССР хотел показать, что может создать судно, конкурентное авиалайнеру Boeing и Airbus.
Почему Ил-96 возит только президента
Инженеры в Ил-96 сделали ставку не на экономичность, а на выносливость и надёжность. В результате у инженеров получился самолёт, который часто сравнивают с «летающим танком». Его конструкция рассчитана на серьёзные нагрузки, а запас прочности сделали с избыточным запасом.
Эти качества сегодня ценят те, кто отвечает за безопасность первых лиц. Самолёт получил четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А, каждый из которых тянет почти по 16 тонн, и в случае поломки одного из двигателей, самолёт спокойно продолжит полёт. При дальних перелётах через океан это жизненно важно и прямо влияет на выбор самолёта для президента или премьера.
Впечатляет и дальность полёта: в зависимости от модификации Ил-96 способен преодолеть до 11 тысяч километров без посадки. Это значит, что он может улететь из Москвы в Лос-Анджелес или Буэнос-Айрес без дозаправки.
Самолёт не своего времени
Однако реальность показала, что время для Ил-96 оказалось неподходящим. К моменту, когда он был готов к полноценной эксплуатации, страна переживала экономический кризис, а авиакомпании начали считать деньги куда строже, чем раньше.
Четырёхмоторная схема, которую считали гарантией надёжности, в рыночных условиях обернулась серьёзным минусом. Современные двухдвигательные лайнеры от Boeing и Airbus были заметно экономичнее, их обслуживание стоило дешевле, а дальность при этом не уступала. Для авиакомпании эксплуатация Ил-96 оказывалась слишком затратной.
Ранее www1.ru сообщал, что Ил-114−300 увеличит ресурс и надёжность благодаря новой наработке.
Читайте ещё материалы:
Самолёт Ту-154М с тремя двигателями Д-30КУ-154 подняли в воздух в России: появилось видео
Первая в России 3D-печатная деталь авиадвигателя ПД-14 для МС-21 получила сертификат
Сейчас на главной
Новый самолёт Ил-100 от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов
Эксперты предупреждают о фишинговых сообщениях с требованием оплатить задолженность
Путешествие длиной в месяц охватило 13 стран Европы и Северной Африки
Огромные активные области светила можно разглядеть на рассвете и закате через защитные фильтры
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин