Почему самолёт Ил-96 возит только президента, а обычных пассажиров — нет

Эксплуатация Ил-96 оказалась слишком затратной для авиакомпаний

В российской авиации есть самолёт, который знаком практически всем, но его почти никто не видел роли обычного пассажирского лайнера. Ил-96 преподносился как гордость советского авиапрома для дальних перелётов и для конкуренции с лучшими зарубежными машинами.

Однако массовым Ил-96 так и не стал, и сегодня его имя чаще всего звучит в новостях о полётах первых лиц государства. Почему его судьба оказалась именно такой — великолепный представительский самолёт, но редкий гость в гражданских авиапарках?

Переосмысление авиации

В конце 1970-х годов авиалиниям понадобился дальнемагистральный лайнер, способный летать через океан без промежуточных посадок. За рубежом уже вовсю летали широкофюзеляжные Airbus и Boeing 747, поэтому в СССР поручили ОКБ Ильюшина разработку принципиально новой машины.

Будущий Ил-96 проектировали с оглядкой на мировых конкурентов, но делали его по канонам советской школы — системы дублированы, запас прочности выше, конструкция рассчитана на суровую эксплуатацию.

Вместо двух двигателей, которые тогда уже успели завоевать часть рынка, выбрали проверенную четырёхмоторную схему — наиболее надёжную для полётов над безлюдными пространствами и длинных маршрутов. Ил-96 впервые поднялся в воздух в 1988 году, на тот момент он выглядел внушительно: широкофюзеляжный лайнер с салоном на более чем 250 пассажиров, способный пересечь Атлантику без дозаправки.

Снаружи он был современным лайнером, а внутри обещал комфорт по меркам того времени. Но главное — самолёт демонстрировал амбиции: СССР хотел показать, что может создать судно, конкурентное авиалайнеру Boeing и Airbus.

Почему Ил-96 возит только президента

Инженеры в Ил-96 сделали ставку не на экономичность, а на выносливость и надёжность. В результате у инженеров получился самолёт, который часто сравнивают с «летающим танком». Его конструкция рассчитана на серьёзные нагрузки, а запас прочности сделали с избыточным запасом.

Эти качества сегодня ценят те, кто отвечает за безопасность первых лиц. Самолёт получил четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А, каждый из которых тянет почти по 16 тонн, и в случае поломки одного из двигателей, самолёт спокойно продолжит полёт. При дальних перелётах через океан это жизненно важно и прямо влияет на выбор самолёта для президента или премьера.

Впечатляет и дальность полёта: в зависимости от модификации Ил-96 способен преодолеть до 11 тысяч километров без посадки. Это значит, что он может улететь из Москвы в Лос-Анджелес или Буэнос-Айрес без дозаправки.

Самолёт не своего времени

Однако реальность показала, что время для Ил-96 оказалось неподходящим. К моменту, когда он был готов к полноценной эксплуатации, страна переживала экономический кризис, а авиакомпании начали считать деньги куда строже, чем раньше.

Четырёхмоторная схема, которую считали гарантией надёжности, в рыночных условиях обернулась серьёзным минусом. Современные двухдвигательные лайнеры от Boeing и Airbus были заметно экономичнее, их обслуживание стоило дешевле, а дальность при этом не уступала. Для авиакомпании эксплуатация Ил-96 оказывалась слишком затратной.

Ранее www1.ru сообщал, что Ил-114−300 увеличит ресурс и надёжность благодаря новой наработке.

Читайте ещё материалы:

Самолёт Ту-154М с тремя двигателями Д-30КУ-154 подняли в воздух в России: появилось видео

Дистанция огромного разрыва»: авиаэксперт призвал снизить ажиотаж от разработки российского широкофюзеляжника

Первая в России 3D-печатная деталь авиадвигателя ПД-14 для МС-21 получила сертификат

Источники
fishki.net

Сейчас на главной