Несостоявшийся советский Falcon и проект многоразовой сверхтяжёлой ракеты «Энергия-2» — идея, так и оставшаяся на бумаге

В Советском Союзе были свои разработки двухступенчатой тяжёлой ракеты-носителя, все компоненты которой могли бы возвращаться на Землю

Появление многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 стало настоящим прорывом в сфере ракетостроения. Благодаря снижению стоимости запусков, она открыла новые горизонты в освоении космоса и продемонстрировала реальность создания многоразовых ракетных систем. Это, в свою очередь, стимулировало появление множества стартапов, работающих над схожими проектами. Интересно, что идеи многоразовых ракет существовали и ранее, в частности, в СССР в 1980-х годах.

«Энергия-2» общий вид 
«Энергия-2» общий вид

В начале 1980-х годов стартовал амбициозный проект по созданию одной из наиболее прогрессивных космических технологий того времени — многоразовой транспортной системы «Энергия-2», также называемой «Ураган». Основная идея заключалась в разработке двухступенчатой тяжёлой ракеты-носителя, все компоненты которой могли бы возвращаться на Землю. Такой подход был призван значительно снизить стоимость космических запусков по сравнению с традиционными одноразовыми ракетами.

Конструкция и особенности

«Энергия-2» включала:

  • четыре боковых ускорителя первой ступени, оснащённые керосиновыми двигателями,которые планировалось вернуть на землю для повторного использования. Для этого они должны были либо приземляться на парашютах, либо совершать посадку на аэродром, как и центральный блок
  • вторую ступень в виде орбитального космолёта, внешне напоминавшего «Буран», но с рядом отличий
боковая многоразовая ступень стала основой идеи проекта многоразового ускорителя (МРУ) «Байкал», первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния»
боковая многоразовая ступень стала основой идеи проекта многоразового ускорителя (МРУ) «Байкал», первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния»

Космический аппарат планировался с тремя основными двигателями и системой орбитальной стабилизации. Его конструкция предусматривала размах крыльев примерно 26 метров и способность перевозить до 40 тонн груза. Нижняя часть корпуса была спроектирована с усиленной теплозащитой, способной выдерживать температуры до 1500 °C при входе в атмосферу. По завершении миссии космолёт должен был самостоятельно вернуться на Землю, приземлившись на стандартном аэродроме с усиленной ВПП.

вторая ступень – космолёт
вторая ступень – космолёт

В проекте были заложены идеи, которые впоследствии нашли отражение в других разработках, в частности, в многоразовом ускорителе «Байкал» для ракеты «Ангара», созданном усилиями ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния».

Судьба проекта

К концу 1980-х годов проект «Энергия-2» находился на этапе эскизных проработок, но его дальнейшее развитие было прервано распадом СССР. Несмотря на это, «Энергия-2» служит свидетельством того, что советская космонавтика задолго до появления подобных систем в других странах уже исследовала возможности создания многоразовых космических проектов, но что то пошло не так.

Ранее www1.ru сообщал, что в США дали негативную оценку российской ракете «Союз-5»

Читайте еще по теме:

Новейшую российскую ракету «Союз-5» раскритиковали в США

Будущее космоса: Россия обсуждает с другими странами космическое взаимодействие после МКС

«Байкал» на взлёте: разработчик рассказал об испытаниях нового самолёта ЛМС-901

Источники
Naked Science

Сейчас на главной