Ровно 59 лет назад, 24 марта 1966 года, в СССР был осуществлён первый полёт самолёта с вертикальным взлётом и посадкой по полному профилю. Пилот-испытатель Валентин Мухин стал первым в Советском Союзе, кто совершил полёт на Як-36 по полному циклу: вертикальный взлёт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка. Это достижение стало результатом многолетних исследований и разработок, проводимых в ОКБ имени А. С. Яковлева.
Як-36, был оснащённый двумя подъёмно-маршевыми двигателями Р-27 с поворотными соплами, показал невероятные результаты. Вес самолёта при взлёте составлял 9400 кг, а максимальная скорость достигала 1100 км/ч. Дальность полёта составляла 500 километров. У самолёта были поворотные сопла, система струйного реактивного управления и функция автоматического управления на околонулевых режимах.
Это успешное испытание стало отправной точкой для развития советского авиастроения. Оно заложило основу для создания более продвинутых самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, таких как Як-38 и Як-141.
Благодаря этому научно-техническому достижению Советский Союз смог сравняться с передовыми авиационными державами в создании самолётов с возможностью вертикального взлёта и посадки. Это было крайне важно для укрепления обороноспособности страны и развития палубной авиации.
Основываясь на накопленных знаниях, сотрудники ОКБ Яковлева решили увеличить функционал самолёта и приступили к разработке его корабельной версии — одноместного палубного штурмовика Як-38.
В феврале 1972 года состоялся первый полёт по полной программе. В том же году Як-38 в ходе испытаний стал первым советским самолётом, который успешно приземлился на боевой корабль — авианесущий крейсер «Москва».
Як-38 был принят на вооружение Военно-морского флота Советского Союза и стал первым в истории отечественной авиации боевым самолётом корабельного базирования. Также он стал первым в мире самолётом, способным совершать вертикальный взлёт и посадку на корабль, опередив на несколько лет британский Sea Harrier.
В области СВВП ОКБ достигло вершины, разработав Як-141 — первый в мире сверхзвуковой самолёт с вертикальным взлётом и посадкой. В процессе создания этого самолёта были применены самые передовые научные и технические решения как в конструкции планера, так и в выборе вооружения и оборудования.
К настоящему времени ОКБ им. А. С. Яковлева, а точнее, уже ПАО «Яковлев», входящее в состав Объединённой авиастроительной корпорации, не только сохранило, но и расширило свои компетенции в области разработки самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Это единственная компания в России, которая имеет практический опыт проектирования и обеспечения эксплуатации таких самолётов.
Ранее www1.ru сообщил, что производственный центр ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре активизирует программу испытаний самолёта SSJ-100, оснащённого двигателями ПД-8. Об этом заявил Александр Долотовский, заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» и директор программы «Суперджет».
Читайте ещё материалы:
Авиадвигатели ПД-8 и ПД-14 оказались более прожорливыми, чем зарубежные аналоги
Новейший самолёт SJ-100 с двигателями ПД-8 в 2,5 раза побил собственный рекорд по высоте полёта
Сейчас на главной
Новый самолёт Ил-100 от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов
Эксперты предупреждают о фишинговых сообщениях с требованием оплатить задолженность
Путешествие длиной в месяц охватило 13 стран Европы и Северной Африки
Огромные активные области светила можно разглядеть на рассвете и закате через защитные фильтры
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин