Поиск по публикациям и новостям

Технологический прорыв в СССР: ровно 59 лет назад Як-36 впервые совершил полёт с вертикальным взлётом и посадкой
Полёт СВВП стал кульминацией многолетних исследований и разработок в ОКБ имени Яковлева

Ровно 59 лет назад, 24 марта 1966 года, в СССР был осуществлён первый полёт самолёта с вертикальным взлётом и посадкой по полному профилю. Пилот-испытатель Валентин Мухин стал первым в Советском Союзе, кто совершил полёт на Як-36 по полному циклу: вертикальный взлёт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка. Это достижение стало результатом многолетних исследований и разработок, проводимых в ОКБ имени А. С. Яковлева. 

Як-36 
Як-36 

Як-36, был оснащённый двумя подъёмно-маршевыми двигателями Р-27 с поворотными соплами, показал невероятные результаты. Вес самолёта при взлёте составлял 9400 кг, а максимальная скорость достигала 1100 км/ч. Дальность полёта составляла 500 километров. У самолёта были поворотные сопла, система струйного реактивного управления и функция автоматического управления на околонулевых режимах. 

Это успешное испытание стало отправной точкой для развития советского авиастроения. Оно заложило основу для создания более продвинутых самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, таких как Як-38 и Як-141.

Благодаря этому научно-техническому достижению Советский Союз смог сравняться с передовыми авиационными державами в создании самолётов с возможностью вертикального взлёта и посадки. Это было крайне важно для укрепления обороноспособности страны и развития палубной авиации.

 

Як-36 
Як-36 

Основываясь на накопленных знаниях, сотрудники ОКБ Яковлева решили увеличить функционал самолёта и приступили к разработке его корабельной версии — одноместного палубного штурмовика Як-38.

В феврале 1972 года состоялся первый полёт по полной программе. В том же году Як-38 в ходе испытаний стал первым советским самолётом, который успешно приземлился на боевой корабль — авианесущий крейсер «Москва».

Як-38 был принят на вооружение Военно-морского флота Советского Союза и стал первым в истории отечественной авиации боевым самолётом корабельного базирования. Также он стал первым в мире самолётом, способным совершать вертикальный взлёт и посадку на корабль, опередив на несколько лет британский Sea Harrier.

В области СВВП ОКБ достигло вершины, разработав Як-141 — первый в мире сверхзвуковой самолёт с вертикальным взлётом и посадкой. В процессе создания этого самолёта были применены самые передовые научные и технические решения как в конструкции планера, так и в выборе вооружения и оборудования. 

К настоящему времени ОКБ им. А. С. Яковлева, а точнее, уже ПАО «Яковлев», входящее в состав Объединённой авиастроительной корпорации, не только сохранило, но и расширило свои компетенции в области разработки самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Это единственная компания в России, которая имеет практический опыт проектирования и обеспечения эксплуатации таких самолётов.

Ранее www1.ru сообщил, что производственный центр ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре активизирует программу испытаний самолёта SSJ-100, оснащённого двигателями ПД-8. Об этом заявил Александр Долотовский, заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» и директор программы «Суперджет».

Читайте ещё материалы:

Авиадвигатели ПД-8 и ПД-14 оказались более прожорливыми, чем зарубежные аналоги

«Крылатые быки» заменят Ми-8: конвертопланы WingedBull 01XS и WingedBull 01XL начнут использовать для грузовых перевозок в Арктике и Сибири

Новейший самолёт SJ-100 с двигателями ПД-8 в 2,5 раза побил собственный рекорд по высоте полёта

Согласен с правилами
Комментировать

Сейчас на главной

17 апр. 2025 г., 11:55:33
The National Interest: Россия полагается на модернизированные танки Т-72, Т-80 и Т-90

Военный эксперт Карлин: советский танк Т-72 стоит на вооружении более 30 стран мира

17 апр. 2025 г., 11:00:23
Не выдержит попадание гранаты ПГ-7ВЛ: The National Interest назвал слабое место БМП M2A2 Bradley

Военный эксперт Сучиу: Главная задача Bradley — противостоять БМП советской разработки

17 апр. 2025 г., 08:30:46
«Россия — ключевой игрок»: The National Interest оценило возможности ЗРК «Крона-Э»

Военный эксперт Вайхерт: Ракеты 9М340 и 9М333 гарантируют уничтожение любых целей

17 апр. 2025 г., 07:49:14
The National Interest: Истребители Су-57 получат спутник С-70 «Охотник-Б»

Военный эксперт Сучиу: Беспилотник на бумаге выглядит как очень эффективный

16 апр. 2025 г., 13:50:45
Раскрыт один из самых загадочных авиационных секретов: для чего в иллюминаторах крошечные отверстия?

Задумка выравнивает давление между внешним и внутренним стеклами

15 апр. 2025 г., 13:53:48
Janes: Россия запросила размещение бомбардировщиков-ракетоносцев в Индонезии, чем напугала Австралию

На вооружении Дальней авиации стоят самолеты Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3

14 апр. 2025 г., 14:06:31
19FortyFive: В США нет аналогов российских подлодок проекта 945А «Кондор»

Субмарины «Нижний Новгород» и «Псков» оснащены широким спектром вооружения

12 апр. 2025 г., 09:00:44
Водителям на заметку: четыре явных признака, что пора чистить топливную систему автомобиля

Со временем топливная система автомобиля загрязняется. Это может привести к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и даже к поломкам

3 апр. 2025 г., 14:46:50
Зачем нужна биометрия в популярных приложениях и как новый уровень защиты может создать риск утечки данных

Изменения в новом законопроекте по борьбе с телефонными и интернет-мошенниками содержат в себе целый ряд нюансов

2 апр. 2025 г., 18:09:46
«Забытый» Тихоокеанский флот оснащается бесшумными «Варшавянками»: в TNI высказались о возможностях подводных носителей ракет «Калибр»

Военный эксперт Сучиу: Субмарина «Уфа» служит платформой для передовых российских ракет

2 апр. 2025 г., 16:32:30
«Смертельная угроза для кораблей в радиусе 300–400 миль»: аналитик TNI оценил мощь российской ракеты «Циркон»

Военный эксперт Карлин: Ракета 3М22 «Циркон» — разрекламированное оружие

31 мар. 2025 г., 11:31:31
«Первый в своем роде»: аналитик 19FortyFive восхитился радаром истребителя-перехватчика МиГ-31

Радиолокационное оборудование советского самолета оказалось лучше, чем у американского истребителя F-14 Tomcat