В современных самолетах горючее в основном обычно хранят в баках, встроенных в плоскости крыльев. Это может показаться нелогичным, потому что топливо ухудшает маневренность и нагружает крылья самолета.
На заре авиации именно так рассуждали конструкторы первых самолетов и чаще всего встраивали топливные баки в фюзеляж, поближе к центру тяжести. Так им удобнее регулировать распределение веса в самолете, к тому же бак находится под надзором экипажа.
Однако уже к середине 20 века взгляды на конструкцию баков поменялись. Их стали всё чаще встраивать в крылья.
Прочность, безопасность и обтекаемость
Расчёты и практика показали, что схема с топливными баками в несущих плоскостях позволяет более равномерно распределить нагрузку и вес. Длинным тонким крыльям приходится нести на себе вес самолета.
Если топливо перенести поближе к зоне, в которой создается подъемная сила, то нагрузка на них уменьшается. Поэтому крылья можно сделать более легкими и тонкими, улучшая аэродинамику.
Также при расходе топлива из крыльев конструкторам нужно меньше думать о «гуляющем» центре тяжести самолета — он остается в одном и том же месте.
Кроме того, топливо порой размещают не только в крыльях — их внутреннего объема может не хватить, чтобы взять на борт запас на дальний полет. Например, у отечественного авиалайнера Ту-204 есть дополнительные баки в хвостовом киле и центроплане.
Пилотам такие баки создают неудобства: когда расходуется топливо из хвостового бака, хвост становится легче, поэтому приходится учитывать этот момент, опорожняя одновременно баки в задней и передней частях самолета.
Важную роль играет безопасность. Например, когда в начале 2025 года в аэропорту Торонто разбился пассажирский самолет Bombardier, при посадке он потерял загоревшиеся крылья и перевернулся. При этом пожар не затронул фюзеляж, и ни один человек не погиб.
Ранее Ростех опроверг слухи в Сети об остановке эксплуатации вертолетов «Ансат», заявив об отсутствии для этого объективных предпосылок.
Читайте ещё материалы:
Экологичность авиадвигателей увеличили почти на 25% хитрым способом
Турбовинтовые самолёты УТС-800 могут получить двигатели ВК-800СМ
Нижегородский завод начал выпуск литейных деталей для самолётов МС-21 и Ту-214
Сейчас на главной
Советский тяжёлый транспортник установил мировой рекорд в историческом полярном перелёте — без ориентиров, над четырьмя океанами и ледяной пустыней
Новый самолёт Ил-100 от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов
Эксперты предупреждают о фишинговых сообщениях с требованием оплатить задолженность
Путешествие длиной в месяц охватило 13 стран Европы и Северной Африки
Огромные активные области светила можно разглядеть на рассвете и закате через защитные фильтры
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро