Россия продолжает идти по пути развития беспилотия: к 2030 году производство беспилотников в стране вырастет в пять раз. Однако не все они будут связаны с оборонной промышленностью, на которую сейчас брошены все силы по выпуску летательных аппаратов. Россия активно развивает технологии для применения известных всему миру «птичек» и в других целях.
«Первый технический» собрал девять популярных и перспективных направлений, где уже заняты или будут заняты в ближайшие годы российские беспилотники (БПЛА), беспилотные летательные аппараты, управляемые с земли (БЛА) и беспилотные авиационные системы (БАС).
Сельское хозяйство
Беспилотники в ряде стран мира уже активно помогают фермерам мониторить состояние посевов, выявлять болезни растений, оптимизировать расход удобрений и воды. Это делает сельское хозяйство более эффективным и прибыльным. Агродроны набирают популярность и в России: Росавиация уже выдала таким аппаратам первые сертификаты лётной годности. Над тем, чтобы пройти сертификацию, и запустить в 2025 году серийное производство сельскохозяйственных дронов, уже работают более десяти отечественных компаний.
По оценкам специалистов, эффективность обработки полей пестицидами с применением беспилотников вырастет на 15-25%. Кроме того, они смогут решить и вопрос с привлечением рабочих рук на российские поля: беспилотники обходятся дешевле, чем найм квалифицированных и не очень квалифицированных специалистов. На экспериментальных участках беспилотники помогли увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в два раза.
Примечательно, что часть дронов российских инженеров способна выполнять несколько типов работ. Например, к таким решениям относится лёгкий беспилотник «Язь-5» компании «Квинтэссенция». Он предназначен для разведки, транспортировки грузов и применения в сельском хозяйстве.
Электрический «Язь-5» позволяет транспортировать специфичное оборудование для разведки на тросе. Это необходимо, когда критичны магнитные помехи от самого борта.
Другим примером беспилотника-универсала может служить выносливый аппарат «Сарма», разработанный Новосибирским государственным техническим университетом. Устройство с гибридным авиадвигателем может пролететь 1200 км без дозаправки, и доставить до пункта назначения 100–120 кг груза. «Сарма» предназначен и для перевозки грузов, и для решения агротехнических задач.
Экологический мониторинг и научные исследования
С помощью дронов учёные, экологи и работники лесных хозяйств отслеживают состояние лесов, рек и других природных ресурсов. Беспилотники помогают охотиться на браконьеров, следить за изменениями в экосистемах и оперативно выявлять загрязнения окружающей среды. В частности, беспилотники для мониторинга и ликвидации ЧС и спасатели-операторы БПЛА в конце 2024 года начали работу на ледоколах Севморпути.
Также на Севморпути задействуют вертолёты-беспилотники БАС-200. Они будут перевозить грузы, займутся разведкой ледовой обстановки и поиском полезных ископаемых. В случае ЧС они смогут подключиться к спасательным операциям.
Дроны помогают учёным и в изучении труднодоступных территорий, таких, как вулканы, ледники, заповедники, леса, скалы. Это открывает новые горизонты для науки, позволяет собирать данные в режиме реального времени, экономя человеческие ресурсы. Например, в Карелии беспилотники в 2024 году в нацпарке «Ладожские шхеры» смогли собрать информацию о почти 500 га территорий за три дня. Учёные получили новую информацию о скалах, болотистых местностях и других местах, куда трудно и рискованно отправить экспедицию.
Также дроны обеспечивают быструю передачу данных для проведения более точных исследований уже известных явлений и процессов. Например, для этого новосибирскими учёными не так давно был создан дрон-синоптик. Он будет исследовать погоду на основе измерений процессов турбулентности в атмосфере.
Медицинская помощь, поиск и спасение людей
В России уже разработаны беспилотники для доставки наборов первой помощи пострадавшим в лесу, в горах и в других труднодоступных местах. Они выдерживают температурный диапазон от -40 до +40 градусов Цельсия и могут перевозить аптечку весом до 30 кг.
Доставка жизненно важного груза по воздуху происходит в разы дешевле и быстрее, чем иными путями. Беспилотники также уже активно используются в некоторых регионах для поиска людей, потерявшихся в лесах, горах, на воде. Они могут быстро обследовать обширные территории, экономя время и ресурсы спасателей.
Наконец, беспилотники уже скоро возьмут на себя и доставку медицинских препаратов в отдалённые регионы. Такие экспериментальные рейсы на расстояние до 200 км уже производились. В частности, спокойно довезёт в глушь лекарства, а также продукты, запчасти и иные грузы до 200кг БАС С-76 ОКБ Сухого. С-76 при этом не нужен аэродром: беспилотник может вертикально взлетать и садиться на площадке всего 17x17 метров.
В перспективе беспилотники могут использовать и для доставки из отдалённых посёлков анализов пациентов, которым слишком далеко ехать в ближайшую лабораторию. Пока такие доставки проводились нечасто, но в ближайшие годы этот способ планируют сделать более доступным.
Речь при этом идёт не только о стандартных образцах для анализов крови, слюны, кала и мочи, но и о более чувствительных органических образцах. В конце 2024 года в России впервые в мире доказали безопасность транспортировки плазмы крови беспилотниками. В испытаниях, которые проводили «Иннополис» и Тихоокеанский государственный медицинский университет, задействовали БПЛА вертикального взлета и посадки InnoVtol-3s. Беспилотник смог доставить плазму крови на расстояние до 250 км. На качество биоматериала это не повлияло — отклонение от эталона составило не более 4%.
Работа в чрезвычайных ситуациях
Беспилотники становятся помощниками экстренных служб в чрезвычайных ситуациях: при пожарах, наводнениях, землетрясениях.
В России активно разрабатывается ряд воздушных беспилотных решений, связанных с пожаротушением в городах и в природных зонах. Например, инженеры технопарка «Корпорация ИнФинТех» не так давно рассказывали о шести беспилотниках своей разработки, которые имеют разную грузоподъёмность и специализацию. Значительная их часть предназначена для городов, а некоторые беспилотники для высотных строений смогут потушить даже «Москву Сити».
Изначально заявлялось, что массовое производство этой серии беспилотников — для начала 1-3 тыс экземпляров в год, а там и больше — начнётся в 2024 году. Однако в прошедшем 2024 году пока публично были представлены только два БПЛА этой серии, «Дым» и «Туман». Такие беспилотники могут переносить снаряды с порошком для тушения огня и мониторить местность.
Для борьбы с лесными пожарами московские специалисты разработали систему выявления возгораний в лесах с помощью беспилотников и зарядных башен. Станции могут работать на расстоянии 15 км друг от друга. Дроны будут составлять карту местности и автоматически строить маршрут за счёт скоростных лидаров и GPS, их встроенные тепловизоры зафиксируют участки с превышенными показателями температуры, и оперативно передадут данные в экстренные службы.
Похожий дрон-спасатель с тепловизионной камерой для выявления очагов возгораний в лесах презентовали и в Научно-образовательном центре «Енисейская Сибирь». Правда, ему не нужны зарядные башни. Устройство планируют максимально локализовать: отечественную начинку и полезную нагрузку для этого дрона в Красноярске начнут производить уже в 2025 году.
Свой беспилотник с капсульной системой для быстрой локализации и тушения пожаров разработали и учёные Северо-Кавказского федерального университета. Новая модель оснащается пневмомеханическим устройством для тушения пожара, которое сработает, как только дрон обнаружит возгорание. Встроенная камера и тепловизор ему в этом помогут. Если он не справится сам, то возгорание будут тушить целым роем.
Известно, что новые беспилотные авиационные системы в тандеме с видеокамерами в лесах впервые задействуют и в Крыму в сезон пожаров.
На балансе МЧС уже стоят БАС «Геоскан 701» от группы компаний «Геоскан». С помощью беспилотников по всей России, включая арктическую зону, сотрудники МЧС проводят длительный мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки в реальном времени. Эти БАС участвуют в поисковых работах в труднодоступных местах, на водных акваториях, в лесах и горах.
Также в России уже прошёл испытания особый дрон-платформа для МЧС. Он пригодится после землетрясения для установки сейсмодатчиков в зоне ЧС. С помощью устройства спасатели смогут установить датчики и оценивать степень повреждения зданий в ходе разбора завалов или при эвакуации пострадавших. Устройство ждут в сейсмоопасных регионах: это Северный Кавказ, юг Сибири и Дальний Восток.
Обследование инфраструктуры
Беспилотники в России в последние несколько лет на экспериментальных территориях активно используются для инспекции мостов, высотных зданий и линий электропередач.
Благодаря этому можно обнаруживать проблемы на ранних стадиях, что помогает предотвратить аварии. Например, на участках, где в России осмотр линий электропередач производится таким способом, удалось снизить риск аварий в восемь раз.
Доставка грузов
Перспективное направление, которое будет активно развиваться. Аэроперевозки грузов с помощью беспилотников уже протестировали в крупных российских городах: Нижнем Новгороде и Самаре.
Проводились тесты по доставке грузов беспилотниками и на севере, например, в Ненецком автономном округе. Пока такие полёты в основном производились на расстояние 120-200 км, но их планируют увеличить на расстояния до 250-500 км.
Ранее в конце 2023 года в Минэкономразвития предлагали сделать Москву флагманом развития беспилотных авиасистем, и ввести в городе особый экспериментальный правовой режим использования беспилотников. Предполагалось, что беспилотники будут доставлять грузы массой от 0,1 до 100 кг и выполнять ряд других задач для горожан и гостей столицы. Однако позже эта идея была заморожена на неопределённый срок.
Промышленность
Беспилотники активно патрулируют газопроводы, сокращая затраты на такие работы на экспериментальных участках в три раза. Также они используются в нефтегазовой отрасли для перевозки грузов и доставки проб нефти с отдалённых месторождений в химические лаборатории вместо автомобилей.
Некоторые российские беспилотники с соответствующим оборудованием помогают провести геологоразведку и отыскать полезные ископаемые. В частности, БАС «Геоскан 201» и «Геоскан 401 Геофизика» с квантовым магнитометром, который разработали в ГК «Геоскан», успешно доказали, что могут проводить аэромагнитную съёмку местности и распознать золотоносные месторождения. А БЛА «Альфа-Е» от «ГК Тихие Крылья» (входит в концерн «Калашников») показал себя в поисках руд.
Наконец, беспилотники официально недавно включили в арсенал частных охранных организаций, которые защищают крупные и не очень крупные предприятия. Соответствующий федеральный закон был подписан в ноябре 2024 года президентом Владимиром Путиным.
Сохранение культурного наследия
Беспилотники уже активно применяются для документирования памятников архитектуры и истории. Также они могут находить на земле и под землёй значимые объекты во время крупных работ: археологических раскопок, подготовки сельскохозяйственных угодий к использованию или крупных строек. Самым лучшим в этом направлении недавно признали БЛА «Альфа-Е».
Беспилотник «Альфа-Е» во время соревнований не только определил координаты объектов под землёй, но и материалы, из которых они сделаны. Однако, несмотря на это и другие решения на российском рынке, Фонд поддержки проектов НТИ объявил конкурс на создание отдельного специализированного беспилотника для археологов и строителей.
Он должен будет изучать территории перед началом строительных работ, сканировать землю на глубине до 5 метров, отыскивать и идентифицировать в ней металлические объекты, кости, керамику, окаменелости. Для этого беспилотник оснастят металлоискателем, георадарами и рядом сенсоров. Но есть нюанс: участники конкурса обязаны разработать и метод анализа данных, получаемых с аппаратов, с помощью нейросети.
Финансовый сектор
Перспективное, но пока не совсем развитое направление. В частности, в 2024 году российская компания Skyyer представила свою специальную платформу для мониторинга состояния движимого и недвижимого имущества заёмщика.
Беспилотники, связанные с платформой, помогают отследить состояние залогового имущества заёмщика через обычный смартфон. Это сокращает затраты на выезд специалистов залоговых ведомств и мониторинговых компаний, отслеживающих финансовые риски для кредитных учреждений.