Ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ провели масштабный анализ 18 научных работ, посвященных цифровым приложениям для реабилитации пациентов с афазией. Результаты исследования, опубликованные в журнале NeuroRehabilitation, выявили ключевые факторы, повышающие эффективность таких программ.

Традиционные методы реабилитации требуют длительной работы с логопедами, но с развитием технологий на первый план выходят «серьезные игры» (Serious Games, SG) — приложения, сочетающие игровые механики с терапевтическими задачами.
Анализ показал, что наибольший прогресс достигается при:
- Автоматической обратной связи — мгновенная коррекция ошибок ускоряет обучение.
- Разнообразии заданий — мини-игры на называние объектов, составление предложений и распознавание речи предотвращают «эффект плато».
- Долгосрочном использовании — оптимальный курс длится от 3 месяцев.
- Совмещении с занятиями с врачом — контроль специалиста повышает мотивацию.
В нашем центре мы ведем работу над созданием игры для реабилитации пациентов с афазией. Обзор исследований поможет протестировать ее в наиболее эффективном режиме, внедрить необходимые для успешной работы функции. В существующих приложениях зачастую мало элементов геймификации, по сути это электронные сборники упражнений. Этот недостаток мы постараемся исправить, чтобы повысить вовлеченность пользователей.
Афазия — расстройство, при котором человек теряет способность говорить и понимать речь окружающих. Это происходит из-за повреждения определённых участков мозга, отвечающих за речь. Основные причины афазии — инсульт, травмы головы, воспалительные процессы в мозге, опухоли и деменция.
Читайте ещё материалы по теме:
ИИ диагностирует причину инфаркта за 400 мс: новшество в анализе снимков ОКТ
Исчезающий сплав: российские ученые ускорили растворение медицинских имплантатов в два раза