Стали известны новые подробности о пожаре на борту SSJ-100 авиакомпании «Азимут», который совершил жёсткую посадку в Анталье. По уточнённым данным, эвакуированы были 89 пассажиров и 6 членов экипажа, пострадавших нет. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по ч.1 ст.263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Также обстоятельства инцидента изучает Росавиация.
Что говорит авиакомпания «Азимут»
Авиакомпания заявляет, что причиной жёсткой посадки в Анталье стала погода: в регионе был объявлен оранжевый уровень опасности из-за шторма. О возможных причинах пожара в пресс-службе перевозчика не говорят.
24 ноября 2024 года при посадке самолёта авиакомпании «Азимут», выполнявшего рейс А45051 Сочи – Анталья, в результате сдвига ветра произошла грубая посадка. Командир принял решение об эвакуации по надувным трапам. Пассажиры благополучно доставлены в аэровокзал. Пострадавших нет. В настоящее время авиакомпания «Азимут» готовит резервный борт для отправки обратного рейса А45052.
Пассажиров А45051 обеспечили питанием, а тех, кто должен был улететь на пострадавшем «суперджете» обратным рейсом А45052, авиаперевозчик временно разместил в гостинице.
Что говорят пассажиры
Пассажиры рейса А45051 уже заявили, что написали против «Азимута» коллективный иск в суд. Они рассказали «Известиям», что самолёт после резкой посадки и удара загорелся буквально в течение минуты. При приземлении, по их словам, произошёл сильный удар, на взлётно-посадочную полосу стало вытекать топливо, и почти сразу же вспыхнул огонь.
Также люди пожаловались журналистам на нарушение правил эвакуации: по словам, в салоне были паника и давка, а детей первыми из самолёта не выпустили.
Что могло стать причиной пожара
Известно, что возгорание произошло на французском двигателе SaM-146. После ужесточения антироссийских санкций инженеры «Ростеха» активно работают над импортонезависимостью обслуживания этих двигателей. В частности, «ОДК-Сатурн» выпускает отечественные свечи зажигания для них и альтернативную российскую конструкцию топливных фильтров. Освоены и технология промывки импортозамещённых топливных фильтров и модульный ремонт электронного блока управления авиадвигателем по федеральным авиационным правилам. Схему модульного ремонта разработали вместе с «ОДК-Сатурн» специалисты «ОДК-СТАР» и «Аэрофлот». Пока неизвестно, содержал ли загоревшийся двигатель импортозамещённые элементы.
Кроме двигателя, у «суперджетов» есть ещё одно слабое место: система шасси. Самая крупная катастрофа, связанная с поломкой этой части самолёта, произошла в мае 2019 года в Шереметьево. SSJ-100 вылетел из Москвы в Мурманск, но почти сразу после взлёта в него ударила молния и экипаж запросил аварийную посадку.
При жёсткой посадке самолёта на взлётно-посадочную полосу система шасси, по данным МАК, не сработала должным образом, экипаж потерял контроль над двигателями. Основные стойки шасси разрушились, пробили топливные баки, из баков разлилось топливо и начался пожар. SSJ-100 выгорел дотла, из 78 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погиб 41 человек.
Стоит отметить, что накануне, 24 ноября, в Анталье аварийную посадку совершил ещё один «суперджет» «Азимута» в аэропорту Красноярска. По данным местных СМИ, у него были неисправности шасси, но сам авиаперевозчик пока не подтвердил и не опроверг эту информацию.
Ещё одну версию причины пожара озвучил «Известиям» заслуженный лётчик-испытатель СССР, авиаэксперт Виктор Заболотский. По его словам, грубая посадка в Анталье могла привести к разрушению бака или топливопроводов.
Читать материалы по теме:
Российские авиадвигатели будет проверять на дефекты искусственный интеллект
У авиадвигателей SSJ-100 появились российские топливные фильтры и новая система ремонта
Росавиация лишила авиакомпанию «Витязь-Аэро» прав на полёты после крушения её вертолёта