Частотные испытания — последний этап перед тем, как борт поднимается в воздух. Они нужны для того, чтобы избежать флаттера — опасных аэроупругих резонансных колебаний.

Испытания проходят в три этапа:

  • исследование колебаний самолета в условиях свободного полёта, с особым вниманием к соединениям агрегатов, качеству сборки, работе рулей и элеронов;
  • испытания системы дистанционного управления, включая проверку всех трактов управления, датчиков, приводов и других агрегатов;
  • испытания шасси, направленные на предотвращение эффекта шимми во время взлёта и посадки, то есть автоматических колебаний колёс из-за неустойчивости прямолинейного качения.

Частотные испытания — обязательное условие сертификации типа самолёта. Они гарантируют безопасность и надёжность машины в воздухе — в данном случае импортозамещённого SJ-100 — в эксплуатации. Их прототип полностью отечественного регионального самолета прошёл в цехах производственного комплекса «Яковлева» в Комсомольске-на-Амуре силами специалистов ЦАГИ. 

Теперь самолёт ждёт отправка в лётно-испытательный комплекс предприятия, откуда он совершит свой первый полёт. Правда, пока он находится в режиме ожидания: российские двигатели ПД-8 находятся на доработке. Сертификация импортозамещённого SJ-100 была сдвинута, сейчас она намечена на 2025 год, а первые поставки заказчикам — на февраль 2026 года.

Стендовые испытания эти двигатели прошли отлично. Но, как рассказал в июне 2024 года Константин Тимофеев, управляющий директор АО «Туполев», на этапе тестирования двигателей в летающей лаборатории возникли «процессы, которые невозможно было предусмотреть на стенде»

Сейчас в Жуковском c начала июня проходит сертификационные испытания первый образец SJ-100 с импортозамещённой начинкой. Однако он выполняет полёты на франко-российских двигателях SaM-146 для ускорения сертификации. Уже благополучно проведено около тридцати полётов, последний из них тестировал новое российское оборудование, обеспечивающее радиосвязь.

Читать материалы по теме:

Тысячи полетных циклов, более 200 видов испытаний — как готовится к сертификации российский SJ-100

Для авиакресел и не только: сверхпрочная эпоксидная смола разработана в России

Создаст авиадетали весом до 20 тонн — как работает самый большой в России газостат

ПД-8 и другие: ОДК с новым газостатом выпустит к 2030 году более 3,5 тысяч двигателей для самолётов и вертолётов

Сейчас на главной