Российские авиаперевозчики и авиаконструкторы ждут результатов сертификационных испытаний первого SJ-100 с отечественным импортозамещенным оборудованием, который не так давно прибыл в аэропорт Жуковский. Опытный борт пролетел более 6 тысяч километров из Комсомольска-на-Амуре с промежуточной посадкой в новосибирском аэропорту Толмачево.

До получения сертификата типа от Росавиации и запуска серийного производства самолету требуется пройти ряд разных испытаний. В «Авиации России» подсчитали, что в целом до сертификации регионального SJ-100 самолет обязан пройти их более двухсот, причем различных видов. К ним относятся:

  • конструкторские испытания – подтверждают технические характеристики отдельных узлов и самолетных систем, заложенных при проектировании;
  • лабораторные испытания – исследуют свойства материалов и компонентов в контролируемых условиях;
  • прочностные испытания – проверяют прочность и целостность конструкции самолета при перегрузках. Для этого на планер на стендовых испытаниях прикладываются нагрузки, превышающие расчетные, при которых может происходить разрушение конструкции. Такие испытания проводит Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина – СибНИА;
  • статические испытания – проверка на перегрузки, герметичность, целостность части конструкций самолета. Этим тоже занимается СибНИА. Под такие испытания подпадают сертификационные статические испытания фюзеляжа, крыла, механизации, узлов навески основной и передней опор шасси, горизонтального оперения и пилона двигателя;
  • ресурсные испытания – функциональную модель тестируют на аэродинамику, прочность и ресурс, функционирование и взаимодействие бортовых и иных систем самолета между собой. Такими испытаниями занимаются в ЦАГИ, Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского. Для обновленного SJ-100, который прилетел на сертификацию, там провели 36 тысяч полетных циклов испытаний в 2023 году, в том числе и в тех режимах нагрузок, которые невозможно воплотить в реальном полете;
  • летные испытания – проверка всех функций самолета, его управляемости, характеристик взлета и посадки, надежности и безопасности. Проводятся опытными летчиками-испытателями и операторами бортовой контрольно-измерительной аппаратуры в реальных условиях эксплуатации, но без пассажиров;
  •  испытания на соответствие самолета требованиям Международной гражданской авиации ИКАО – по шуму на местности, работе противообледенительной системы. Проверяют и эксплуатацию в условиях низких температур наземного воздуха, а также в высоких широтах, чтобы доказать, что электроника самолета способна без сбоев работать даже за Полярным кругом.

Сейчас испытание конструкции частично проводится в цифровом виде, а в перспективе для импортозамещенного SJ-100 ПАО «Яковлев» создаст полноценного цифрового двойника. Однако цифровой двойник, как отмечается, не заменит реальные испытания самолета с участием специалистов. 

Читать материалы по теме:

Новый этап производства Ил-96: фюзеляж и консоли крыла доставлены в цех окончательной сборки

Сам летает, сам атакует: ОАК запатентовала «умный» беспилотник

Превосходит зарубежные аналоги: российский Ил-114-300 вернулся к лётным испытаниям с новым двигателем

Источники :
«Авиация России»

Сейчас на главной