Россия активно вкладывает средства в развитие проектов в Арктике. С 2014 года власти усилили оборону в регионе, в том числе для защиты судоходства на Северном морском пути. Одной из мер стало возведение новых баз на островах северных морей, а также строительство боевых кораблей ледокольного класса проекта 23550. На это указал военный обозреватель Кирилл Рябов.
По его словам, в Арктике построили 6 новых баз. Кроме того, восстановили или построили с нуля более 10 аэродромов и столько же позиций для радиолокаторов и средств ПВО. Большинство из них ввели в эксплуатацию к 2016 году.
Наибольшую известность среди новых объектов вооруженных сил получили базы «Полярная звезда» на острове Врангеля, «Арктический трилистник» на острове Земля Александры и «Северный клевер» на острове Котельный.
Рябов добавил, что на островных базах находятся на боевом дежурстве радиолокационные комплексы и ЗРК. Военнослужащие могут передавать данные на «большую землю» и вызывать помощь.
Северный флот на защите русской Арктики и Севморпути
Практически все боевые корабли Северного флота могут защищать регион. Они несут зенитные комплексы, ударное и противолодочное вооружение. Корабли способны отразить атаку с воздуха, а также поразить суда противника.
Для охраны караванов судов на Северном морском пути нужны патрульные боевые корабли. Такие суда проекта 23550 строят корабелы «Адмиралтейских верфей». Головное судно проекта «Иван Папанин» сейчас проходит испытания.
Это и патрульный корабль, и буксир, и ледокол. Усиленный корпус легко пройдет 1,5-метровую толщу льда. На борту есть буксирная лебедка и крановые установки. Но в первую очередь этот корабль боевой. Здесь есть ангар для вертолета Ка-27, артиллерийская установка. При необходимости на судне разместят ракетный комплекс «Калибр». В машинном отделении установлены сразу 4 дизельных генератора. Если один выйдет из строя, остальные продолжат работу. Движение корабля обеспечивают два гребных электродвигателя. Благодаря им «Иван Папанин» развивает скорость до 18 узлов и легко маневрирует во льдах. Автономность плавания составляет 2,5 месяца, дальность — 10 тысяч миль.
Корпус «Ивана Папанина» соответствует ледовому классу Arc7 и позволяет проламывать льды толщиной 1,7 м. По оснащению и функциям корабли этого проекта похожи на некоторые современные корветы и фрегаты.
Иностранных механизмов и устройств на корабле нет — все российского производства, говорят судостроители.
Это головной заказ, а есть еще серийный. Он сейчас находится на этапе стапельного строительства.
Следующий корабль будет носить имя советского океанолога Николая Зубова. Он войдет в состав Кольской флотилии Северного флота.
В составе Ленинградского военного округа, куда входит русская Арктика, находятся авиационные части. Округ располагает патрульными самолетами и истребителями.
Читайте еще по теме:
«Росатом» планирует построить дизельные ледоколы за 120 млрд рублей
На Дальнем Востоке построят самый мощный в мире атомный ледокол «Россия»