Поиск по публикациям и новостям

Почему падают новые лифты? Опасные недоработки в конструкции подъёмников
Росстандарт готовит новый ГОСТ для отечественных производителей безредукторных скоростных лифтов

В скоростных лифтах, как российских, так и зарубежных, обнаружили серьезные недоработки. Если электричество отключится, они могут выйти из строя и стать опасными для жизни.

Росстандарт уже занимается разработкой нового государственного стандарта для производителей безредукторных скоростных подъёмников в России. Цель — минимизировать риск аварий. Это решение поддержали Национальным лифтовым союзом и самими производителями.

С 2026 года новые подъёмники будут оснащать усовершенствованными системами безопасности. В то же время Государственная Дума занимается подготовкой законопроекта, который значительно ужесточит контроль за обслуживанием лифтов. 

Почему падают новые лифты

С 2018 года в России из-за аварий с лифтами погибли более 130 человек, а ещё свыше 300 пострадали. В 2023 году в авариях погибли 13 человек и пострадали 38, а в 2024-м — 7 и 19 соответственно. Лифты падают не только в старых домах, но и в новых зданиях — жилых домах, торговых и офисных центрах. Оказалось, что даже в недавно установленных скоростных лифтах есть серьёзные конструктивные проблемы.

В последние пять-семь лет получили популярность лифты с безредукторными лебедками, у которых диапазон скоростей перекрывается за счёт изменения скорости вращения электродвигателя. Это современные скоростные лифты, обеспечивающие высокий комфорт при движении. Но в процессе эксплуатации выявились их недостатки, приводящие иногда к опасным инцидентам с травмированием и гибелью пассажиров.
Алексей Зоточкин, технический эксперт НЛС 

Он отметил, что при нормальном электропитании скоростные лифты абсолютно безопасны. Частотный преобразователь обеспечивает плавный разгон и остановку кабины, а также точную установку её на уровне пола на этажах. Однако, по словам Алексея Зоточкина, если питание отключится из-за грозы, пожара или технических неполадок, могут возникнуть проблемы.

Например, двигатель может перестать останавливать лифт. В таком случае механический тормоз, который должен фиксировать кабину при остановке, не срабатывает, и лифт начинает разгоняться бесконтрольно. По словам эксперта, в этот момент срабатывают ловители, которые резко останавливают падающую кабину.

Пассажиры в этот момент переживают серьёзную перегрузку. Многие падают, получают серьёзные травмы. 
Алексей Зоточкин, технический эксперт НЛС 

Ещё хуже, когда лифт под действием противовеса неконтролируемо летит вверх. В таких случаях система ловителей может отсутствовать, и кабина бьётся о верхние ограничители. В результате люди получают серьёзные травмы, отмечает специалист НЛС.

Сегодня есть претензии не только к тормозным системам, но и к механизмам подъёма и опускания, а также к устройствам, обеспечивающим безопасность при эвакуации людей, подчеркнул Лев Вольф-Троп, председатель технического комитета по стандартизации ТК 209 Росстандарта.

Например, если в современном лифте произойдёт поломка на верхнем этаже, то эвакуировать пассажиров будет непросто. Техникам будет сложно добраться до механизмов, расположенных в верхней части шахты.

В такой ситуации приходится искать нестандартные решения. Специалисты говорят, что нужно использовать домкраты, чтобы поднять многотонный противовес и опустить кабину. Это сопряжено с определёнными рисками.

Поэтому нужны автоматические системы для эвакуации пассажиров из застрявшего лифта и дополнительный аварийный источник питания. 
Лев Вольф-Троп, председатель технического комитета по стандартизации ТК 209 Росстандарта

Для повышения безопасности подъёмников будет изменён основной межгосударственный стандарт. Росстандарт поручил его разработку в январе 2025 года.

В то же время Международная организация по стандартизации (ISO) готовит свои нормативы, которые направлены на устранение недостатков скоростных подъёмников иностранного производства.

Новые требования 

В работе скоростных подъёмников есть и другие проблемы, которые не столь критичны. По информации Национального лифтового союза, в некоторых торговых центрах лифты с прозрачными кабинами и стеклянными дверями могут застревать на одежде посетителей, а при открытии дверей засасывать её внутрь.

Обслуживание компактных лифтов также усложняется, так как двигатель, механизмы, лебедки и управляющие системы расположены в верхней части шахты, а не в машинном помещении, как это было раньше.

Компактный лифт выгоден застройщикам, потому как позволяет экономить на полезной площади здания и сокращает расход стройматериалов. Но обслуживать такие лифты без машинных помещений неудобно, так как необходимо выводить лифт из работы, ведь сервис производится с крыши кабины.
Александр Ткаченко, директор департамента закупок ГК ФСК 

По данным Национального лифтового союза, вопрос о строительстве машинных помещений также будет затронут в рамках разработки нового стандарта.

В Росстандарте сообщили, что технические требования, которые будут включены в новый ГОСТ 33984.1, станут основными через полтора года.

Документ разрабатывается в соответствии с международным стандартом ISO 8100-1:2025 и учитывает тенденции развития технологий в отрасли. Ожидается, что стандарт будет готов к сдаче в июне 2026 года.

Работы по разработке стандарта контролируются техническим комитетом по стандартизации ТК 209. На его основе создана рабочая группа из шести ведущих производителей лифтов в России, которые определят ключевые требования к подъёмникам.

По данным Ростехнадзора, в 2024 году количество нарушений при обслуживании лифтов в России возросло в четыре раза по сравнению с 2023 годом. В 2024-м было зафиксировано 5,6 тысячи нарушений, тогда как годом ранее их было всего 1,5 тысячи.

Среди наиболее распространённых нарушений — несоблюдение сроков проверок, использование неквалифицированных ремонтников и продолжение эксплуатации неисправных лифтов.

Ранее в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации сообщили, что почти 90% лифтового оборудования в стране было произведено на отечественных предприятиях. Для российских компаний действуют меры государственной поддержки.

Читайте еще по теме:

В Ростехнадзоре обсуждают перенос даты остановки 140 тысяч лифтов

В Москве начнут производить новые скоростные лифты с грузоподъемностью до 2 тонн

Российский производитель лифтов Meteor Lift локализует в стране выпуск критически важных компонентов

Источники
IZ.RU
Согласен с правилами
Комментировать

Сейчас на главной

23 мар. 2025 г., 11:55:13
«Идеальный для таких сценариев»: западные эксперты объяснили, как российскому Су-34 удалось совершить посадку «на брюхо»

Полковник ВВС США Хейс: Лётчиков готовят к таким ЧС, но им редко удается безупречно выполнить аварийную посадку

22 мар. 2025 г., 14:44:09
Потребности растут: как бизнес готовится к оборотным штрафам за утечки персональных данных

Компании стали чаще проверять свои системы защиты информации

20 мар. 2025 г., 13:40:52
Возможен ли перехват американского F-16AM ракетой ЗРК С-400 после целеуказания истребителем Су-35С: технический анализ

Истребитель способна перехватить ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения Х-диапазона

17 мар. 2025 г., 13:16:51
Климат-контроль или кондиционер? Что лучше и в чём отличия

Современные автомобили всё чаще оснащаются климат-контролем, который заменяет обычный кондиционер

17 мар. 2025 г., 10:02:04
Почему самые современные системы защиты от дронов перестают работать?

Как изменился рынок антидроновых решений и чем периметровая защита отличается от ковровой

16 мар. 2025 г., 12:38:07
The National Interest: Россия имеет право гордиться своей системой ПВО С-500 «Прометей»

Военный эксперт Карлин: Западные аналитики высоко оценили российский ЗРК С-500

16 мар. 2025 г., 11:46:45
«Сухие» уклонились от выпущенных истребителем F-16 ракет AIM-120C AMRAAM

Маршал авиации Индии Сингх: Су-30МКИ устояли во время атаки F-16 ВВС Пакистана

15 мар. 2025 г., 18:31:51
В 150 километрах от Финляндии: спутники засекли российские самолеты Ту-95МС и Ту-22М3 на авиабазе «Оленья»

Bulgarian Military: Российская авиабаза находится рядом с границей блока НАТО

15 мар. 2025 г., 14:39:48
The National Interest: российский самолёт-разведчик Ту-214Р способен находить объекты под землей

Ту-214Р построен на базе гражданского самолёта Ту-214

12 мар. 2025 г., 13:22:30
ЗРПК «Панцирь-С», танк Т-90МС, истребитель Су-30СМ: Рособоронэкспорт обозначил цели технологического партнерства

Михеев: К 2030 году технологические контракты составят 40% от мирового объема рынка вооружений

10 мар. 2025 г., 09:00:34
Почему падают новые лифты? Опасные недоработки в конструкции подъёмников

Росстандарт готовит новый ГОСТ для отечественных производителей безредукторных скоростных лифтов

9 мар. 2025 г., 12:46:40
Грозит полный обвал? Как изменится рынок наземного электротранспорта России в 2025 году

Поставки трамваев и троллейбусов могут уменьшиться более чем на 30%