На Иркутском авиазаводе инженеры разработали отечественную сверлильную машину с автоматической подачей (СМАП) для сверления отверстий высокого класса точности в самолетных деталях из алюминия, титана и композитов.
На создание и испытания устройства понадобилось два года. Как отмечает неофициальный Telegram-канал ПАО «Яковлев», «Заметки авиастроителей», СМАП получила ротационный двигатель, на ней установлен блок импульсной подачи сверла для дробления стружки. В зону резания по внутренним каналам сверла и шпинделя машины подается смазочно-охлаждающая жидкость, величина ее концентрации регулируется блоком подачи. Блок вращения и подачи шпинделя сконструирован так, что по достижении требуемой глубины сверления он возвращается обратно. Если сверло заклинит, то сработает предохранительная муфта. Если СМАП выйдет из строя по иной причине, предусмотрена его аварийная остановка.
Пока готово и испытано только две единицы СМАП, однако для работы на производстве МС-21 их модификаций понадобится не менее одиннадцати.
Предположительно, новые аппараты придут на замену французским СМАП от фирмы Desoutter, которыми пользуются на заводе сейчас. После очередного пакета санкций с 2022 года в Иркутск уже перестали поступать и сверла к ним, и новые единицы СМАП.
Читать материалы по теме:
«Аэрофлот» планирует взять в лизинг более 300 МС-21 вместо SJ-100 и Ту-214
В России будут выпускать до 36 лайнеров МС-21 каждый год
Авиазавод ПАО «Яковлев» для выпуска МС-21 получил более 85 млрд рублей
Самолёт МС-21 впервые выполнил автоматическую посадку на российских двигателях