Самарский университет имени Королёва начал испытания биодобавок в авиационное топливо, которые смогут сократить выбросы в атмосферу. Испытания займут семь месяцев. Цель работ, как отмечают в университете — создать формулу топлива будущего на основе изучения влияния добавок на характеристики двигателя.
Пока эксперименты идут на малоразмерных газотурбинных двигателях (МГТД), в том числе собственной разработки, таких, как МГТД «Колибри». Это компактные и легкие двигатели весом около двух килограммов, на базе которых можно создавать мобильные энергоустановки и небольшие скоростные летательные аппараты. Эксперименты с биотопливными смесями на МГТД до этого не проводились.
На испытательном стенде во время работы двигателя на топливе с добавлением биокомпонентов измеряют тягу, расход топлива и экологичность при сохранении необходимой мощности. В ходе эксперимента состав топлива изменяют, чтобы найти оптимальное соотношение компонентов: спиртов, кетонов, альдегидов и эфиров, добавляемых в авиационный керосин. В ходе экспериментов ученые планируют довести долю биодобавок в топливной смеси до 20-25%, а для некоторых компонентов — до 50%. Добавление в топливо биокомпонентов должно существенно снизить уровень вредных выбросов, в частности, сажи. Разработка позволит прогнозировать, как изменятся продолжительность, дальность и себестоимость полета при заправке двигателя той или иной смесью.
Впереди — тесты с участием авиадвигателей для гражданской авиации, например, на ПД-8, ПД-14, ПД-35 от ОДК, а также на перспективном газогенераторе тягой 24 тонны.
Ранее ученые Самарского университета разработали программное обеспечение, которое поможет российским авиакомпаниям перейти на устойчивое авиационное топливо.
Читать материалы по теме:
В России создается новая цифровая платформа для авиадвигателей
Российские ученые нашли новую добавку для биодизеля
Российским авиадвигателям сокращают натурные испытания. Их заменяет математическое моделирование
Новый российско-белорусский самолет «Освей» раскупили до начала его производства