Нидерландская Yandex N.V. и Яндекс готовятся к завершению оформления сделки по продаже бизнеса в России консорциуму частных российских инвесторов.
Основным владельцем станет ЗПИФ «Консорциум. Первый» во главе с менеджерами Яндекса, голосование по вопросу продажи российских активов пройдет 7 марта. 35% доли в ЗПИФ - «золотые акции» - уйдут в «Фонд общественных интересов» и «Фонд менеджеров».
Из документов для голосования акционеров по реструктуризации бизнеса, которые оказались в открытом доступе, известно, что Yandex N.V. после продажи активов в России ограничит свои бизнес-возможности и перспективы роста. Он не сможет:
- полностью пользоваться правами на все технологии Яндекса. Правда, Yandex N.V. получит ограниченные права на использование части технологий до конца 2024 года;
- привлекать к себе российских сотрудников Яндекса - и настоящих, и будущих;
- создавать и развивать сервисы, аналогичные бизнесам Яндекса в течение пяти лет во всем мире. Исключением будут выделяемые зарубежные стартапы Avride, Toloka, Nebius и TripleTen, которые можно будет развивать везде, кроме России и Белоруссии - но развивать при этом так, чтобы не создавать конкуренцию сервисам Яндекса. А вот Яндексу к ним доступ закрыт.
При этом Яндекс сейчас активно осваивает новые перспективные направления - в частности, беспилотные электромобили. Компания разместила объявление о вакансии инженера по эксплуатации в Китае для разработки электронного блока управления (ЭБУ) беспилотного автомобиля пятого поколения в заблокированном на российской территории «LinkedIn».
После того, как это обнаружили журналисты «Коммерсантъ», и информация попала в Россию, в компании подтвердили работу над этим направлением.
Мы разрабатываем универсальное решение, которое можно использовать на базе различных автомобилей. В связи с этим мы рассматриваем различные платформы для создания беспилотных автомобилей нового поколения.
То, что у российского уже холдинга есть для этого жизнеспособная база, в разговоре с ИА «ТАСС» отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
[...] У Яндекса есть своя автомобильная операционная система, голосовой ИИ ассистент, есть большой опыт в создании беспилотников на разных платформах. Полагаю, и наш IT-гигант будет двигаться в сторону электромобилей. Понятно, что кадры и партнеров он будет искать и в Китае, глобальном лидере в электрификации транспорта.
Также известно, что после одобрения собрания акционеров Yandex N.V. и получения всех регуляторных разрешений ЗПИФ может предложить держателям акций класса «А» различные опции по их позициям в ценных бумагах. Это может позволить розничным инвесторам стать акционерами МКАО «Яндекс» - новой головной компании Яндекса - после выхода компании на Московскую биржу.