Поиск по публикациям и новостям

Возможная причина крушения «Луны-25» — неисправность нового полностью отечественного прибора «Биус-Л»
Источник указывает на проблему с прибором для измерения ориентации и ускорения как потенциальную причину аварии

Инсайдер РИА «Новости» предполагает, что неисправность прибора «Биус-Л» (блок измерения угловых скоростей), не имевшего предварительных космических испытаний, могла спровоцировать крушение межпланетной станции «Луна-25».

Прототип прибора «Биус-Л»
Прототип прибора «Биус-Л»

Этот прибор отвечает за определение ориентации и скорости станции. Затем он передаёт полученные данные на компьютер аппарата. Однако, так как "Биус-Л" не прошел полевых испытаний в космосе, эта неисправность может быть одной из предварительных версий, подлежащих дальнейшему рассмотрению аварийной комиссией.

Между «новинкой» и испытанным устройством всегда лучше выбирать второй вариант. Однако «Биус-Л» испытаний в космосе не проходил.
Источник РИА «Новости»
БИУС-14 и БИУС-Л
БИУС-14 и БИУС-Л

«Биус-Л» разрабатывался Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина (НПЦАП). Изначально предполагалось сотрудничество с иностранной фирмой «Астрикс» и был даже заключен контракт. Однако из-за санкций и мировых событий контракт был отменен, и возникла срочная необходимость заменить иностранную аппаратуру. Так всего за полтора года ученые смогли разработать «БИУС-Л» с теми же характеристиками и габаритами.  Устройство представляет собой инерциальный блок, использующий оптоволоконные гироскопы и акселерометр для определения ориентации и ускорений космического аппарата. Этот прибор полностью состоит из отечественных комплектующих, включая электронику.

Принцип работы основан на эффекте Саньяка. От источника излучения – светодиода – в волоконный контур запускаются в противоположных направлениях два световых луча одинаковой частоты. Когда волоконный контур неподвижен, оба луча до встречи проходят одинаковый путь, но, когда контур вращается один из лучей проходит больший путь, чем другой, и в точке их встречи смещается фаза световой волны. По величине этого смещения можно оценить скорость вращения волоконного контура
Конструктор «Биус-Л» в интервью 2021 года Газете.ру 

Прибор «Биус-Л» имеет точность на уровне 0,2''/с, что было подтверждено предварительными испытаниями. Его мощность составляет 35-40 Ватт. На «Луне-25» должно было стоять два «Биус-Л» — они устанавливаются в паре и развернуты относительно друг друга. Необходимость в двух устройствах обусловлена тем, что в случае сбоя одного из устройств второе его подстрахует.

В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.
Конструктор «Биус-Л» в интервью 2021 года Газете.ру 

Отмечалось, что прибор «Биус-Л» разрабатывается не только для «Луны-25», но и для всей лунной программы. Но на ежегодном форуме Армия-2023 показали «Биус-14». 

БИУС-14 — это для различных космических аппаратов. Например, для самарского «Прогресса», для «Ресурса» и еще для целого ряда «закрытых» аппаратов. Если говорить о компоновке, то БИУС-Л — это трехосный прибор, нерезервированный, а БИУС-14 — четырехосный прибор, держит отказ любой независимой цепи. Задачи выполняет те же самые. Это прибор для работы в космосе, для коррекции скорости, орбиты и так далее.
Первый заместитель генерального конструктора НПЦАП Александр Сапожников

По мнению экспертов, повтор миссии «Луна-25» обойдется России в 5 млрд рублей. Генеральный директор «Роскосмоса» Юрий Борисов отметил, что одной из предварительных причин неудачи стала ошибка в работе коррекционного двигателя, который продолжал функционировать 127 секунд вместо запланированных 84. Результаты анализа, полученные в ходе расследования экстренной комиссии, будут внедрены при последующих космических миссиях.

Сейчас на главной

1 час назад
Центр производства и испытаний беспилотников запустят в Оренбургской области

Из федерального бюджета на проект выделят 375 млн рублей

1 час назад
Российские учёные из лаборатории T-Bank AI Research улучшили ИИ: точность ответов возросла до 15%

Их работу показали на международной конференции в Сингапуре

1 час назад
В срок не выйдет: ОСК не может сдать круизный лайнер «Николай Жарков» до конца 2025 года

Головное судно проекта 00840 не успеет к летней навигации из-за перепроектирования и смены поставщиков

2 часа назад
Жатайская судоверфь в Якутии начинает новое производство

Первым судном станет баржа для Ленского пароходства, которую заложат в этом году

2 часа назад
Росатом запускает новый проект по расширению «Атомфлота» в Мурманске

Создание компании «Энергофлот Мурманск» откроет новые горизонты для атомного судостроения

3 часа назад
Первый российский компрессор для перекачки газа прошел испытания

Испытания провели на отечественной стендовой базе — единственной в Европе

3 часа назад
Запатентован инновационный способ защиты ЛЭП: как цифровые технологии повышают надежность электросетей

Новый метод защиты линий электропередачи устраняет риски при сбоях измерений, предотвращая аварии в энергосистеме

3 часа назад
Lada Largus для инкассаторов: броня класса Бр2 и новые системы защиты от «Евраком»

Подмосковная компания представила модернизированный фургон с защитой от пистолета ТТ, бронированными стеклами и грузоподъемностью 300 кг

4 часа назад
Потребуется только видеокамера: новую систему навигации для роя дронов создали в СПб ФИЦ РАН

Полет беспилотников выстраивается автоматически с учетом опасностей на маршруте

4 часа назад
Пятому энергоблоку Белоярской АЭС дали «зеленый свет» — инновационный проект одобрила госэкспертиза

Росатом готовится к стройке пятого энергоблока в Свердловской области

4 часа назад
«Не брат ты мне!»: Аудиотренажёр билайна поможет отличить мошенника от близкого

Особенно сервис будет полезен старшему поколению

4 часа назад
Поднимает до 1 тонны нефтепродуктов в час: аэрощуп «Водолаз» для сбора мазута испытали в Анапе

Устройство эффективно работает в теплую погоду, когда текучесть мазута увеличивается