Новый МС-21-310: что за самолёт, характеристики, перспективы и роль в российской авиации

Заменит Airbus и Boeing на внутренних и международных рейсах для отечественных перевозчиков

МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — новый российский пассажирский самолет, относящийся к классу среднемагистральных и узкофюзеляжных бортов. Разработчик судна — компания ПАО «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК).

МС-21-310

Цель проекта — в создании отечественного лайнера для внутренних и международных рейсов, способного заменить на рынке гражданской авиации как устаревшие советские модели, так и конкурировать с западными аналогами.

Характеристики самолёта МС-21

По планам ОАК, семейство включает сразу несколько модификаций. По состоянию на август 2025 года, их разработали две— МС-21-310 с российским двигателем ПД-14, а также МС-21-300 с американским силовым агрегатом Pratt & Whitney PW1400G.

После введения масштабных санкций приоритет в разработке отдали первой версии, в которую внедрили полностью отечественные агрегаты и системы. Максимальная дальность полёта лайнера — до 5100 км. При этом у версии МС-21-300 этот показатель выше— 6000 км.

Вместимость самолёта — 163 кресла при типовой двухклассной (147— эконом и 16— бизнес) компоновке, а также 211 кресел при одноклассовой.

Интерьер МС-21-310
  • Ширина фюзеляжа — 4,06 м
  • Крейсерская скорость— 870 км/ч
  • Максимальная ширина салона — 3,81 м
  • Длина — 42,25 м
  • Размах крыла— 35,9 м
  • Длина — 42,25 м
  • Максимальная взлетная масса — 85 т
  • Высота — 11,45 м

Какой двигатель в самолёте МС-21

Изначально МС-21 планировали с двумя типами двигателей на выбор заказчика: российским ПД-14 и американским Pratt & Whitney PW1400G. Американский авиамотор сертифицировали в 2016 году и устанавливали на первые опытные образцы самолета.

ПД-14

Кроме того, по планам первые серийные самолеты должны были оснастить PW1400G, а затем начать выпускать модели с ПД-14. Однако в марте 2022 Pratt & Whitney остановила поставку двигателей из-за санкций, поэтому МС-21 будут оснащать только отечественными двигателями.

ПД-14 — турбовентиляторный силовой агрегат с тягой 14 т. Головной разработчик ПД-14 — «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК).

Разработка силовой установки стартовала в 2008 году. Осенью 2018-го силовую установку сертифицировали, стало первой официальной сертификацией отечественного авиадвигателя за 30 лет. В апреле 2025 года Минпромторг выделил более 14 млрд рублей на совершенствование мотора.

Этапы разработки и испытаний

Сборка МС-21 ведется на Иркутском авиационном заводе (входит в ПАО «Яковлев»). Некоторые элементы поставляют заводы в других регионах. Так, производство компонентов композитного крыла осуществляют казанская компания «КАПО-Композит» и ульяновский завод «Аэрокомпозит».

Будущее самолёта МС-21

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации, до конца 2030 года в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310. Крупнейшим заказчиком выступила группа «Аэрофлот», она получит к этому сроку 108 лайнеров, хотя в 2022 году предполагалось поставить 210 бортов. Еще 92 самолёта передадут авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7).

МС-21-310

Ранее www1.ru сообщал, что Китай не взлетит без ПД-35: другого двигателя под широкофюзеляжник C-929 у него нет.

Читайте ещё по теме:

За старые авиадвигатели военных самолётов АЛ-21 и АИ-25 ТЛ отдали миллионы

Миллионный слиток титана для строительства МС-21 и SJ-100 выплавили в России

Проект нового широкофюзеляжного российского самолёта показали на фото: лучше Boeing 787-9 Dreamliner