Современные российские авиалайнеры МС-21 и SJ-100 уже получили многоуровневую защиту от сваливания, ключевую роль в ней играют не сигналы тревоги, а автоматические алгоритмы управления. Об этом рассказал начальник департамента механики полёта ПАО «Яковлев» Сергей Алексеев.
По его словам, на лайнерах с электродистанционной системой управления Fly-by-Wire информирование пилота о риске сваливания работает как второй или даже третий рубеж защиты.
Поскольку ограничители не позволяют самолёту выйти на углы атаки сваливания, современными авиационными нормами или специальными техническими условиями допускается даже отсутствие сигнализации о сваливании при проверенной в рамках сертификации надёжной работе ограничителей углов атаки.
На этом фоне специалисты ЦАГИ разрабатывают дополнительные методы раннего обнаружения тенденции к сваливанию. Специалисты анализируют большие массивы данных о движении самолёта — угловые скорости, ускорения, положение центра масс, параметры воздушного потока.
Тематика работы ЦАГИ действительно перспективная для гражданской и военной авиации. Современные решения по информированию пилотов о риске сваливания позволяют последовательно развивать технологии для сокращения количества членов экипажей пассажирских лайнеров.
Член правления Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП), основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков в беседе с «Первым техническим» отмечал, что главная технологическая проблема российской гражданской авиации — отсутствие собственной системы предупреждения столкновений TCAS. Без неё самолёт не может получить разрешение на коммерческие полёты.