Новый российский самолёт МС-21 стал во многом революционным для авиапрома в РФ благодаря применению композиционных материалов. Однако абсолютной новинкой для авиастроения это не стало, рассказал главный конструктор нового лайнера Виталий Нарышкин.
Он напомнил, что практика применения композиционных материалов уже была в военной авиации. Бюро «Яковлева» также уже работало с ними.
Плюс к тому времени на Западе уже было несколько самолётов, в том числе гражданских, с применением композиционных материалов. На выходе были цельнокомпозитные Boeing 787 и Airbus 350. Сказать, что это что-то абсолютно новое для мира, нельзя. Но для нашей страны это было смелое решение. И оно оправдалось — крыло и оперение у нас получилось цельнокомпозитное.
Изначально для самолёта закупали импортный материал, так как отечественного нужного качества и в нужном количестве просто не было, отметил Нарышкин.
Так что самое первое, что по нам ударило, — прекращение поставок углеродного волокна. И «Яковлев», тогда ещё это была корпорация «Иркут», компания «АэроКомпозит» вместе с «Росатомом» провели огромную работу и добились получения нужного по качеству материала и выпуска его в промышленном количестве. Я считаю, что это был технический и технологический подвиг.
На прошлой неделе на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском протестировали работу второго самолёта МС-21-310 с отечественными приводами системы управления. Экипаж проверил устойчивость и управляемость лайнера.