Специалисты УрФУ и Института электрофизики УрО РАН разработали инновационное покрытие SiAlCN (кремний-алюминий-углерод-азот), защищающее компоненты авиадвигателей от окисления при экстремальных температурах до 1400°C. Технология сочетает низкие температуры синтеза (до 400°C), высокую скорость осаждения и твёрдость до 31 ГПа, сопоставимую с алмазоподобными материалами.
Покрытие создано методом гибридного синтеза, объединяющего испарение алюминия и плазменную активацию кремнийорганического прекурсора. За два года испытаний учёные сформировали плотную нанокомпозитную структуру без дефектов, что критически важно для устойчивости к термоокислению. Для сравнения: традиционные методы требуют нагрева выше 1000°C и часто приводят к микротрещинам.
Мы можем наносить покрытие не только на сталь и титан, но и на легкоплавкие материалы, например, поликарбонат. Процесс масштабируем для промышленности — всё зависит от конкретных задач
Новый материал планируют тестировать на компонентах газовых турбин и реактивных двигателей. Параллельно разработан второй тип покрытия с аномально высокой пьезорезистивностью, что позволит создавать тонкоплёночные датчики толщиной в десятки микрон. Такие сенсоры в 10 раз чувствительнее существующих аналогов.
Покрытие SiAlCN увеличит ресурс авиадвигателей. Низкотемпературный синтез расширяет область применения технологии — от аэрокосмической отрасли до микроэлектроники.
Читайте ещё по теме:
Дали десятилетку за пять лет: Россия разработала авиадвигатель в два раза быстрее всех в мире
Стало известно, с какими трудностями столкнулись в ОДК при разработке авиадвигателя ПД-8
Самый мощный российский авиадвигатель ПД-35 переделают для сферы энергетики
Сейчас на главной
Почему рестомод Kimera EVO37 стал главным автомобилем 2025 года по версии Top Gear и обошёл лучших современных суперкаров
Три года на разбитых дорогах и ежедневные сотни километров: реальный опыт владельца
Стремительный рост поставок новых и подержанных авто меняет рынок быстрее, чем ожидали аналитики
Почему содержание популярных китайских моделей нередко оказывается ближе к уровню глобальных брендов
Семиместный гигант с 24,6-дюймовым экраном выходит на рынок
Лидирует КамАЗ, но китайские бренды стремительно отбирают долю
Тачскрины стали раздражать водителей, а EuroNCAP готовится штрафовать за неудобное управление
От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта
Спецтехника прошла своим ходом около 5 тыс. км
Как Toyota создала уникальную линейку люксовых моделей, едва не соперничающих друг с другом
Такое топливо — эталонное при проведении сертификации
Новые поставки седана в страну не запланированы