Об этом рассказал в недавнем интервью РИА «Новости» Роман Таскаев, лётчик-испытатель, директор по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» госкорпорации «Ростех»).
Таскаев вместе с лётчиком-испытателем и космонавтом Олегом Кононенко впервые поднял МС-21 в воздух, также он проводил полёты МС-21 и с композитным крылом, и с российскими двигателями ПД-14.
[...] В настоящее время могу сказать, что мы ждём окончания импортозамещения на самолёте МС-21 на Иркутском авиазаводе, чтобы приступить к его сертификационным испытаниям в полностью импортозамещённом облике. Сейчас ведётся сертификация отдельных систем самолёта.
По словам Таскаева, он, кроме организации полётов и лётных испытаний, отвечает за проверки лётного состава, контроль его натренированности. Также проводится обучение иностранных летчиков для заказчиков Як-130 за рубежом, и уже «есть программа и на МС-21 для подготовки пилотов авиакомпаний, которые планируют закупать самолёт».
Высказался в интервью Таскаев и о идее необходимости разработки российского пассажирского самолёта-беспилотника, либо опционально пилотируемого беспилотника. Об этом нередко дискутируют в последние годы и обыватели, и представители авиационной отрасли.
Обычно аргументируют этот тезис тем, что с появлением пассажирского беспилотного лайнера опасность захвата воздушного судна отсутствует. Однако злоумышленники могут взять под свой контроль пункт управления на земле. И что тогда? Мне кажется, что ещё достаточно долго присутствие лётчика в кабине будет незаменимым. Субъективный фактор принятия решения в случае нештатной ситуации по-прежнему важен. Искусственный интеллект не способен на самопожертвование, а способен только на самоликвидацию. Чем больше по размеру будет беспилотник, тем больше на него будет возложена ответственность. Ведь, как ни крути, любая техника рано или поздно подвержена отказам.
Есть, по его мнению, и романтический фактор, «воспетый во всех жанрах искусства: человек всегда стремился в небо, несмотря ни на что». Таскаев уверен, что полностью беспилотники не заменят лётный экипаж никогда.
Читать материалы по теме:
Для выпуска МС-21 Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» открывает новый участок
Иркутский авиазавод получил оборудование для окраски крупных агрегатов самолётов