«Арктический экспресс», он же «Экспресс СМП №1», представляет собой доставку груза в Китай по Северному морскому пути (СМП) из Архангельска. Благодаря ему экспортёры из центрального и северо-западных регионов России смогут поставлять товары в Китай без транзита через третьи страны. Сейчас это самый короткий из существующих экономический коридор из Европы в Азию.
Маршрут «Арктического экспресса №1» начинается со станции Белый Раст Московского железнодорожного узла, следует до Архангельска по железной дороге, далее он следует морем через СМП до Шанхая.
Это мультимодальный маршрут: 1 тыс 200 км по железной дороге, причём не в сторону Транссиба, а наоборот [...] и дальше чуть больше шести тыс. [км] [...] до Шанхая. Сегодняшнее открытие маршрута — это, по сути, установление устойчивых логистический связей между нашими странами/
Китайско-российские контейнерные перевозки через СМП уже работают: они начались с июля 2023 года. Как рассказал на церемонии запуска «Арктического экспресса» чрезвычайный и полномочный посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй, уже было совершено 14 рейсов туда и обратно. В целом в 2023 году объём двустороннего товароборота между Китаем и Россией составил 240 млрд долларов. Дипломат констатировал, что объём двусторонней торговли растёт и в 2024 году: с января по май он увеличился на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 96,5 млрд долларов.
Сотрудничество Москвы и Пекина в развитии Северного морского пути будет расширяться. В июне во время ПМЭФ госкорпорация «Росатом» подписала с китайской судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew Shipping Co. Ltd соглашение по созданию совместного предприятия по строительству судов высокого ледового класса. Также стороны договорились об организации круглогодичных международных перевозок по СМП.
Читать материалы по теме:
«Росатом» будет строить с Китаем суда высокого ледового класса
Росатом отправил для китайских АЭС ключевые части системы безопасности и реакторов
«Атомфлот» готовит ИИ-систему для кораблей российского Севморпути