Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» работает над цифровой системой, которая будет управлять кораблями Северного морского пути при поддержке искусственного интеллекта. В 2025 году начнётся первый этап этого проекта, в 2026 году — второй, он же заключительный.
ИИ будет контролировать то, как суда идут по Северному морскому пути по искусственным путям, выбирая оптимальный маршрут движения вместо человека-оператора. Трудности в том, что просчитать, как и где будут на пути кораблей появляться льды, заранее невозможно. Есть и вопросы и к тому, как заменить импортные компоненты на отечественные при создании «электронных мозгов».
О планах России отказаться от участия человека в управлении кораблями Севморпути стало известно в в 2015 году. Тогда в рамках Национальной технологической инициативы разработали дорожную карту создания безэкипажного коммерческого морского транспорта для обслуживания этого маршрута. Позже стало известно, что над проектом такого судна начал работу «Росатом».
А в 2022 году Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») и «Росатом» начали работу по созданию единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП). Цифровой двойник Севморпути состоит из нескольких связанных моделей и позволяет просчитать комплексный социально-экономический прогноз его развития при различных сценарных условиях. Например, он опирается на число ледоколов в России, колебания курса рубля и иные факторы.
Ранее стало известно, сколько судов потребуется России на Северном морском пути к 2030 году. Это 160 судов высокого ледового класса: от танкеров-газовозов до каботажных судов. Многие из них корабелам только предстоит заложить и построить.
Читать материалы по теме:
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили атомный ледокол «Ленинград»
Ледоколы, контейнеровозы, краболовы, корабли: ОСК построит почти 600 судов для России
«Росатом» планирует построить дизельные ледоколы за 120 млрд рублей