Мировой бум искусственного интеллекта — ChatGPT, Claude и других сервисов — обернулся неожиданной проблемой: планета не успевает вырабатывать достаточно электричества. Центры обработки данных растут быстрее, чем энергетика, а очередь на промышленные турбины растянулась на годы.
Турбины вместо электростанций
Чтобы не тормозить развитие нейросетей, инженеры на Западе пошли на нестандартный шаг — ставят на землю авиационные двигатели, превращая их в мобильные электростанции.
Как сообщает Bloomberg, американская компания ProEnergy переоборудует списанные реактивные двигатели CF6-80C2, ранее стоявшие на Boeing и Airbus, в газовые турбины PE6000. Каждая такая установка выдаёт до 48 мегаватт электроэнергии — этого достаточно, чтобы запитать крупный дата-центр или небольшой город на 30 тысяч жителей.
По словам вице-президента компании Лэндона Тессмера, уже поставлена 21 турбина общей мощностью свыше 1 ГВт. Они обеспечат бесперебойную работу дата-центров до подключения к сети, а затем перейдут в резерв. Главное преимущество — скорость.
Установки готовы к запуску за пять минут, а обслуживание занимает не более трёх суток. При этом выбросы в несколько раз ниже норм Агентства по охране окружающей среды США (EPA).
Нехватка турбин — новый кризис
Компании GE Vernova и Siemens Energy предупреждают: очередь на промышленные турбины выросла до трёх–пяти лет, а в Азии — до восьми. Причина — взрывной рост дата-центров под ИИ: к 2030 году они будут потреблять больше энергии, чем вся Великобритания.
Второе дыхание советских двигателей
Пока американцы оживляют CF6 и LM6000, в России тоже есть шанс «сесть на волну». Списанные турбореактивные двигатели Д-30 и НК-8, использовавшиеся на Ту-134 и Ил-62, могут стать основой для аэродеривативных генераторов — установок, способных питать дата-центры, промышленные кластеры и военные объекты.
Такие станции компактнее, проще в обслуживании и в десять раз быстрее разворачиваются, чем традиционные. Если проект получит зелёный свет, «вторую жизнь» смогут получить сотни двигателей, снятых с эксплуатации за последние десятилетия.
Экологичные станции из старых агрегатов
На форуме «Проектория» школьники из команды Ростеха представили идею повторного использования авиационных двигателей.
Вместо утилизации они предложили заменить обычную камеру сгорания на малоэмиссионную, превратив старые моторы в экологичные генераторы. По расчётам авторов, такие установки смогут выдавать от 2,5 до 25 мегаватт энергии, чего достаточно для предприятий или небольших населённых пунктов.
Проект предусматривает использование попутного газа, биотоплива, отходов древесины и мусора. Возможен и двухтопливный режим.
Когда самолёты кормят ИИ
Так реактивные двигатели, созданные для неба, нашли новое предназначение — питать интеллект, который уже не умещается в облаках. Теперь самолёты больше не летают — они работают на искусственный интеллект.
Ранее www1.ru сообщал, что Казанский авиазавод увеличит мощности для серийного производства самолёта.
Читайте ещё материалы:
«Байкал» поднимается в небо: двигатель ВК-800 доведут до готовности в 2025 году
Airbus и Bell не нужны: новые вертолёты Ми-34 начнут строить в Татарстане
Полностью импортозамещённому МС-21-310 дали две недели на взлёт