Малую авиацию в России задушила сертификация: нормы есть, самолётов нет

Система выстроена под тяжёлые лайнеры, правила оказались нерабочими из-за громоздких процедур

Три года назад в России утвердили нормы лётной годности для лёгких самолётов (НЛГ ОЛС) — аналог европейских CS-VLA. Они могли открыть путь для двухместных учебных и частных машин, но до сих пор в стране не выдали ни одного сертификата типа, указал генеральный директор Союза авиапроизводителей России Алексей Рогозин.

Лёгкомоторные самолёты
Лёгкомоторные самолёты

Не в бумагах, а на деле

По его словам, основная причина происходящего — не в бумагах, а в системе. Сертификацию выстроили под тяжёлые лайнеры, и пройти тот же цикл для лёгкого самолёта просто невозможно.

Упрощённого пути для малой авиации нет, а пройти весь цикл, как для магистрального лайнера, ради двухместного учебного самолёта — невозможно и экономически, и организационно.
Алексей Рогозин, гендиректор Союза авиапроизводителей России

Однако в новых поправках к Воздушному кодексу впервые появилась идея риск-ориентированного подхода, который может дать малым конструкторским бюро шанс на «белую» жизнь.

В США начали авиационную революцию: чему Россия может научиться у MOSAIC

Пока российская малая авиация ждёт реформы, США запустили радикальную перестройку правил под названием MOSAIC, напомнил Рогозин. Её суть — не в бюрократических формулах, а в доказанной безопасности. Нормы в таком подходе формулируются через результаты испытаний — устойчивость, отказоустойчивость систем, поведение при посадке.

Инженеры и регуляторы работают не по бюрократическим формулам, а по промышленным стандартам, разработанным на основе отраслевого консенсуса.
Алексей Рогозин, гендиректор Союза авиапроизводителей России

Как создать «лёгкую авиацию по-русски» — отрасль готова, нужен шаг от регуляторов

Если Россия примет похожий подход, можно выстроить современную систему сертификации — понятную, быструю и заточенную под безопасность, а не под бумажные отчёты, считает Рогозин.

Стандарты государство должно подтверждать по отдельной процедуре и контролировать, но основная трудоёмкость в разработке нормативов и ответственность за них перейдёт самим участникам отрасли.
Алексей Рогозин, гендиректор Союза авиапроизводителей России

Глава Союза констатировал, что такой путь даст малым предприятиям возможность работать и вывести на рынок новые российские учебные, патрульные, спортивные и прогулочные самолёты.

Ранее www1.ru сообщил, что новые российские шины для шасси лайнеров МС-21 и SJ-100 успешно прошли сертификацию.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной