За гранью обычного: как и для чего разработали прототип самолёта пятого поколения Су-47 с крылом обратной стреловидности

Такая схема крыла обещала улучшенные несущие свойства на дозвуковых скоростях и устойчивость к сваливанию при больших углах атаки

Историческое событие произошло 25 сентября 1997 года: в воздух впервые поднялся самолёт Су-47 «Беркут», чьей отличительной чертой стало крыло обратной стреловидности. За штурвалом находился Игорь Вотинцев, признанный мастер лётных испытаний из конструкторского бюро Сухого.

Су-47 «Беркут» представлял собой экспериментальную машину, созданную для испытания различных конструкторских решений, технологий и компоновок, необходимых для разработки истребителей нового поколения. Конструкторские работы стартовали в КБ ещё в 1983 году под кодовым названием С-22, когда испытания и серийный выпуск Су-27, основного истребителя, были практически завершены. По инициативе М.П. Симонова, КБ получило задание от Министерства авиационной промышленности создать экспериментальный самолёт с крылом обратной стреловидности (КОС). Эта схема обещала улучшенные несущие свойства на дозвуковых скоростях и устойчивость к сваливанию при больших углах атаки.

В результате пятилетней совместной работы с ЦАГИ были проанализированы различные варианты аэродинамической конфигурации самолёта, КБ выбрало основные параметры аэродинамики, и по одному из вариантов был разработан рабочий проект. В 1988 году, по согласованию с ВВС, было принято решение о создании экспериментального самолёта на основе выбранного проекта, который должен был стать прототипом самолёта пятого поколения.

Выбор пал на схему «несущий триплан с КОС». Крыло обратной стреловидности имеет меньшее индуктивное сопротивление, так как воздушный поток перемещается от концов крыла к фюзеляжу. Уменьшение вихреобразования улучшает аэродинамическое качество, что способствует улучшению взлётно-посадочных характеристик, маневренности, подъёмной силы и дальности полёта на дозвуковых скоростях. Кроме того, улучшаются условия работы механизации крыла, и увеличивается внутренний объём планера, что крайне важно для истребителя пятого поколения, предназначенного для размещения вооружения во внутренних отсеках.

На Су-47 был реализован ряд новых технических и конструктивных решений, ранее не применявшихся на аналогичных самолётах, таких как более высокая продольная статическая неустойчивость, использование крупногабаритных фрезерованных панелей двойной кривизны и композиционных материалов в ответственных элементах конструкции.

Лётные испытания Су-47 проводились до 2003 года, во время которых самолёт неоднократно демонстрировался на авиасалонах МАКС. С 2004 года Су-47 использовался для исследований, связанных с разработкой перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), известного как многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57. Несмотря на то, что некоторые западные источники предполагали серийное производство Су-47 для противостояния американским истребителям F-22, «Беркут» так и не вышел за рамки опытного образца.

Технические характеристики Су-47:

  • Экипаж: 1 человек.
  • Длина: 22,6 м.
  • Размах крыла: 16,7 м.
  • Высота: 6,4 м.
  • Площадь крыла: 56 м².
  • Масса пустого: 19500 кг.
  • Нормальная взлётная масса: 26500 кг.
  • Максимальная взлётная масса: 38500 кг.
  • Масса топлива: 12000 кг.
  • Предельная скорость: на высоте — 2500 км/ч (ограничена на 900 км/ч в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан), у земли — 1550 км/ч.
  • Дальность полёта: перегоночная (с 2 ПТБ) — 5500 км, на дозвуковой скорости — 4000 км, на сверхзвуковой скорости — 1600 км.
  • Продолжительность полёта: 6,5 ч.
  • Практический потолок: 20 000 м.
  • Длина разбега/пробега: 90 м (возможность взлёта по баллистической траектории).
  • Вооружение: стрелково-пушечное — 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной