17 августа в России отмечается профессиональный праздник — День Воздушного флота. В борьбе с пожарами авиация МЧС России играет важнейшую роль, используя современные технологии и высокоточные приборы для обнаружения и тушения очагов возгорания с воздуха. Успех операций во многом зависит от мастерства пилота и слаженной работы экипажа.
В первую очередь лётчики оценивают:
- дальность видимости
- масштаб пожара
- метеоусловия
Исходя из этого, экипаж регулирует скорость, высоту и траекторию полёта. Самолётам запрещено залетать в очаги дыма и огня. Тепловизоры, установленные на борту, фиксируют температуру в зоне возгорания, что позволяет точно выбрать точку сброса воды. Российские спасатели-авиаторы совершенствуют свои навыки на специальных полигонах, добиваясь точности сброса в пределах 5 метров.
На скорости более 300 км/ч борт снижается до высоты 30-этажного небоскреба, 60 метров над землей.
Пожарные самолеты и авиация на службе МЧС России:
Бе-200
Бе-200 — уникальный самолёт-амфибия, способный набирать воду для тушения пожаров как с аэродромов, так и в движении по водной поверхности. Его многофункциональность охватывает тушение пожаров, поисково-спасательные работы, охрану водоёмов, экологические задачи, а также перевозку пассажиров и грузов. По своим лётно-техническим показателям Бе-200 не имеет равных в мире.
Самолёт пригоден для эксплуатации с аэродромов категории Б, требующих взлётно-посадочной полосы длиной 1800 метров. Также он может использоваться на водных объектах, если их длина составляет не менее 2700 метров, а глубина — не менее 2,6 метра. Бе-200 способен совершать взлёты и посадки на воду при волнении до 1,2 метра (3 балла). Благодаря специальной антикоррозийной защите, самолёт может безопасно эксплуатироваться в морских условиях.
Технические характеристики:
- Максимальная скорость: 700 км/ч на высоте 7000 м
- Крейсерская скорость: 550–610 км/ч
- Скорость при наборе воды: 180–200 км/ч
- Практическая дальность: 3100 км
- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: до 43 пассажиров
- Масса полезной нагрузки: 5000 кг груза, а также 12 м³ воды в баках (8 секций, с возможностью одновременного или последовательного сброса)
- Максимальная взлётная масса: с воды — 43 000 кг, с суши — 42 000 кг
Ил-76П
Ещё в конце 1980-х годов начались эксперименты по переоборудованию стандартного Ил-76МД в самолет для тушения пожаров. Потребность в такой специализированной технике возникла из понимания ограничений самолётов-амфибий, таких как Бе-200, которым для забора воды необходим водоём. Что делать, если поблизости от пожара нет подходящего водоёма, куда мог бы приземлиться самолёт для дозаправки водой? Именно для решения этой проблемы и был создан Ил-76П (Пожарный).
Конструктивно он практически не отличается от серийного военно-транспортного, однако его пришлось оснастить дополнительным оборудованием. Как можно видеть на картинке, в его грузовой отсек помещается нечто похожее на трубы. Это устройство называется выливной авиационный прибор (ВАП).
Технические характеристики:
- Размах крыла: 50,5 м
- Длина самолёта: 46,59 м
- Высота самолёта: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Масса: снаряжённого самолёта — 91 800 кг, максимальная взлётная — 170 000 кг
- Тип двигателя: 4 ТРДД Д-30КП серии 2
- Тяга: 4 х 12 000 кгс
- Максимальная скорость: 850 км/ч
- Крейсерская скорость: 800 км/ч
- Дальность полёта: 5 000 км
- Практический потолок: 12 000 м
- Экипаж: 7 человек
- Полезная нагрузка: 44 000 кг воды или 4 пожарных-парашютистов и 5 000 кг спецоборудования или 150 пассажиров в трёх пассажирских модулях
Подписывайтесь на новости «Первого технического» в Google News, чтобы оставаться в курсе последних событий из мира науки и техники.
Читайте еще по теме:
Речные танки. Бронекатера проекта 1124 и 1125 стали символом советской речной военной мощи
«Курск»: эхо трагедии спустя 25 лет
Первому российскому пассажирскому магистральному паровозу — 180 лет