Речные танки. Бронекатера проекта 1124 и 1125 стали символом советской речной военной мощи

«Шмелям» не было равных в боях на мелководье

Интерес советских моряков к речным бронированным катерам возник еще в 1925 году. Конфликт на КВЖД в 1929 году наглядно показал, насколько важны речные суда для обороны наших рубежей, особенно на Амуре. В условиях соседства с децентрализованным Китаем и нарастающей японской экспансией, устаревшие корабли царской постройки уже не отвечали требованиям времени. Благодаря индустриализации и восстановлению промышленных мощностей, советский речной флот получил возможность строить новые, современные суда.

бронекатера проекта 1124
бронекатера проекта 1124

Малые речные бронекатера проекта 1124 и 1125 предназначались для борьбы с катерами противника, боевого обеспечения сухопутных войск, огневой поддержки, разведки и ведения боевых действий в акваториях рек, озёр и в прибрежной морской зоне

История создания

12 ноября 1931 года РККФ утвердил техзадание на два типа бронекатеров: большой (для Амура) с двумя 76-мм пушками в танковых башнях и малый с одной 76-мм пушкой. Оба должны были иметь пулемётные башенки и небольшую осадку (до 0,7 м и 0,45 м соответственно) для транспортировки по железной дороге.

В 1932 году «Ленречсудопроект» получил задание, выбрав башни и пушки от Т-28 и двигатели ГАМ-34. В октябре 1932 года проекты были завершены: большой — «Проект 1124», малый — «Проект 1125». С 1934 года Зеленодольский завод построил 154 бронекатера этих проектов за 10 лет.

Катера проекта 1124 были оснащены двумя танковыми башнями от Т-28, каждая из которых включала основное орудие и курсовой пулемёт. Дополнительно, на крыше рубки располагалась пулемётная башенка ПБ-3 с пулемётом ДТ. Всего на борту было три пулемёта ДТ с воздушным охлаждением и магазинным питанием. Основное вооружение катера представляло собой танковое орудие, разработанное на базе 76-мм полевой пушки образца 1927 года. Экипаж насчитывал 16 человек, включая командира, мотористов, артиллеристов/пулемётчиков, рулевых и радиста. Движение катера обеспечивали два авиадвигателя ГАМ-34, разработанные Микулиным.

бронекатер проекта 1125
бронекатер проекта 1125

Первые бронекатера имели недостаточную мореходность, сильно заливались на ходу, что затрудняло работу на палубе. 2-й отдел УК НКВМФ устранил этот недостаток установкой брызгоотражателей.

Корпус с полными обводами, плоским днищем и вертикальными бортами обеспечивал минимальную осадку. 10 водонепроницаемых отсеков. Опущенная палуба под рубкой с 4-тонной цистерной бензина была защищена противопожарной системой Шатеринкова, охлаждающей отработанные газы и подающей их в цистерну для вытеснения бензина. Взрывов бензоцистерн за войну не было.

Боевое применение и доработки

В начале войны СССР потерял ряд судостроительных заводов, включая киевский №300. Сталинградский завод №264 передан танковой промышленности, недостроенные катера переведены в Астрахань. Строительство бронекатеров проекта 1124 продолжилось на заводах №340 (Зеленодольск) и №115 (Астрахань), но испытывало дефицит сырья и оборудования. Материалы шли на танки и авиацию. Зеленодольский завод №340 освоил работу с броней и переделку авиамоторов в катерные. В 1942-1944 годах завод сдал 53 бронекатера проекта 1124, но к концу войны лишь 20% его продукции шло на флот. Был выпущен малый бронекатер С-40 (7 единиц) с танковыми дизелями В-2, предназначенный для пограничных войск на Амударье и вступил в строй в 1942 году, отличаясь шумностью из-за подводного выхлопа.

Во время Великой Отечественной войны бронекатера стали незаменимыми помощниками на фронте. Они повсеместно поддерживали сухопутные войска, сопровождали ценные грузы, охраняли переправы и даже участвовали в высадке десантов. Особенно ярко их значение проявилось на Волге, где они стали жизненно важным звеном в снабжении Сталинграда. Несмотря на непрерывный огонь, суровые морозы и авиаудары, эти катера доставляли всё необходимое – от боеприпасов и продовольствия до людей. Без их самоотверженной работы оборона города могла бы не выстоять, что привело бы к серьёзному поражению Советского Союза.

БКА проекта 1125 № 13 в Волгограде
БКА проекта 1125 № 13 в Волгограде

Катер обладал превосходной маневренностью, разворачиваясь почти на месте.Винторулевой комплекс находился в полутоннеле для его защиты при посадке на мель. Условия обитаемости спартанские: высота жилых помещений 155 см, естественная вентиляция и освещение (иллюминаторы), водяное отопление. Электроэнергия от навесных генераторов.

Некоторые характеристики бронекатера проекта 1125:

  • длина — 23 м
  • осадка — 0,6 м
  • экипаж — 16 человек
  • полный ход — 18 узлов (33 км/ч)
  • двигатель — ГАМ-34-ВС (на основе авиационного двигателя АМ-34) мощностью 800 л. с.
  • запас топлива на борту — 2,2 тонны
  • катер рассчитан на действия при 3-балльном волнении
  • противопульное бронирование: борт — 7 мм, палуба — 4 мм, рубка — 8 мм, крыша рубки — 4 мм

Ранее www1.ru сообщал, о катастрофе АПЛ «Курск» которая случилась 25 лет назад

Читайте еще по теме:

«Курск»: эхо трагедии спустя 25 лет

Первый кроссовер от КамАЗа? Появились изображения автомобиля «Каспий 2026»

Новый полуприцеп-самосвал собственной разработки представила компания ТФК «Автодвор»

Сейчас на главной