В 1932 году на конвейере Горьковского автомобильного завода появился первый грузовик ГАЗ-АА, который позже стал символом советской эпохи. Этот автомобиль, известный как «полуторка», получил свое прозвище не случайно. Он мог перевозить полторы тонны груза, что было весьма много для того времени. «Полуторка» стала настоящим «тружеником» и надёжным помощником в годы Великой Отечественной войны. 

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА

История легендарной «полуторки»

В 1930-е годы Советский Союз переживал промышленный бум, и автомобилестроение стало одной из главных его составляющих. Особое внимание уделяли грузовикам, которые были необходимы для развития экономики и укрепления страны.

В мае 1929 года власти подписали соглашение с американской компанией Ford Motor Company о технической поддержке производства грузовых автомобилей. Это сотрудничество стало важным шагом в развитии советской автомобильной промышленности.

«Полуторку» впервые выпустили на заводе 29 января 1932 года. Изначально машина называлась НАЗ, а после переименования города в Горький — ГАЗ. К 1933 году завод уже достиг впечатляющего показателя — 60 грузовиков в день.

Несмотря на то, что ГАЗ-АА создали на базе американского Ford-AA, советский грузовик имел ряд существенных отличий. Его адаптировали к суровым условиям эксплуатации, оснастили усиленным картером сцепления и рулевым механизмом, металлическим кузовом и кабиной. Простота конструкции, высокая проходимость, надежность и ремонтопригодность сделали «Полуторку» незаменимой. 

Мотор ГАЗ-АА отличался неприхотливостью — он работал на низкооктановом бензине и даже на керосине. Автомобиль был дешевым и изготавливался по передовой конвейерной технологии.

С 1933 года автомобили ГАЗ-АА собирали исключительно из советских деталей. До 1934 года кабины делали из дерева и прессованного картона, но затем её заменили на металлическую с кожаной крышей.

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА

«Ну что ж ты, полуторка?» 

В 1938 году грузовик модернизировали. Он обрёл двигатель мощнее, надёжный карданный вал, усовершенствованный рулевой механизм и новое обозначение — ГАЗ-ММ. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.

На 22 июня 1941 года грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ составляли почти 60% автопарка Красной Армии. Главным достоинством довоенной «полуторки» была её простота. В годы войны эти машины максимально упростили: выпускалась военная версия ГАЗ-ММ-В, которая не имела бамперов, глушителей, передних тормозов, откидных бортов. Кабина была без дверей, а фара — только одна. 

«Полуторки» — это настоящие «рабочие лошадки» фронта и тыла. Они доставляли на передовую подкрепление и снаряды, буксировали орудия, служили санитарными машинами, а также были незаменимыми при перевозке хлеба в блокадный Ленинград по «Дороге жизни». Эти автомобили прошли через все испытания и трудности войны, стойко выдержав все тяготы.

«Полуторка» стала одним из символов победы в Великой Отечественной войне, наряду с танком Т-34 и «Катюшей».

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА

История «полуторок» не закончилась с окончанием войны. Последний ГАЗ-ММ сошёл с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года. За годы производства заводами ГАЗ, КИМ, УльЗИС и Ростовским автосборочным заводом было изготовлено 985 000 грузовиков, из которых 102 000 собрали в годы войны. 

«Полуторка» — автомобиль, который стал символом Великой Отечественной войны. Он запечатлён в кино и увековечен в песнях, как, например, в знаменитой композиции Александра Розенбаума «На Дороге Жизни»:

Не повернуть руля,

Что-то мне муторно…

Близко совсем земля,

Ну что ж ты, полуторка?..

Читайте ещё по теме:

«Боевая птичка»: первому полёту МиГ-29КУБ исполнилось 18 лет

Юбилей Су-15ТМ: 50 лет отмечает основной перехватчик ПВО СССР

Стратегическая независимость: Россия восстановит утраченное после распада СССР производство редкоземельных магнитов

Комментировать

Сейчас на главной