Минтранс подготовил и опубликовал на regulation.gov.ru проекты изменений в ПДД, законы «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения». Они классифицируют транспортные средства на дорогах России, снизят аварийность, помогут контролировать соблюдение ПДД и скоростного режима двухколёсным транспортом и СИМ, включая электросамокаты, электровелосипеды, мопеды, мотоциклы. Предполагается, что новое законодательство начнёт работать с 1 сентября 2026 года.
Каких транспортных средств коснутся перемены в законодательстве?
Практически всех, что не автомобили. В Минтрансе предлагают унифицировать категории двухколёсного и прочего транспорта, чтобы по стране не было разночтений с их наименованием. Это:
- велосипед — транспортное средство с педалями и без двигателя;
- электровелосипед — транспортное средство, которое конструктивно повторяет велосипед, но имеет автоматически включаемый на ходу вспомогательный мотор мощностью до 0,25 кВт;
- средство индивидуальной мобильности, СИМ — транспортное средство без педалей, но с двигателем;
- мопед или квадрицикл — транспортное средство, у которого нет педалей, но есть сиденье и электродвигатель мощностью до 4 кВт. Таким средствам полагается обязательная сертификация в качестве мопеда;
- мотоцикл — это транспортное средство без педалей с сиденьем и электродвигателем мощностью более 4 кВт (5,4 л. с.), у которого может быть предусмотрено не более трёх мест для перевозки пассажиров (включая место в коляске).
Всё, что не входит по характеристикам в описанные в ПДД категории, и не будет иметь регистрацию в установленном порядке, ездить по российским дорогам не сможет.
Кроме того, не смогут ездить на проезжей части, тротуарах, велодорожках и прочей инфраструктуре общего пользования любые виды СИМ шириной более 75 см.
Что изменится при покупке и использовании этих транспортных средств?
Мопеды, электровелосипеды и СИМ объединят в рамках единого термина — «средство микромобильности». С 1 сентября 2026 года после их покупки их надо будет зарегистрировать в десятидневный срок в особом федеральном реестре. Тем, у кого уже есть старые средства микромобильности, нужно будет поставить их на учёт до 1 марта 2027 года.
Оператором государственного реестра станет Росавтотранс, создание новой структуры обойдется в 294 млн. рублей. В реестр внесут данные владельца, место его жительства, модель транспортного средства, мощность двигателя, массу, год выпуска и другие сведения о транспортном средстве и его состоянии. При регистрации пользователь транспорта получит особый «учётный знак» для установки на транспорт и «учётную метку» (QR-код).
Данные потребуются для авторизации в региональной информационной системе средств микромобильности (РИССМ) для контроля за новыми видами транспорта. Включаться в такую систему будут Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, плюс любые российские города с населением более 50 тысяч человек. При каждой поездке владелец средства микромобильности должен будет заходить в систему, и находиться в ней, пока не завершит поездку.
Предполагается, что так транспорт сможет автоматически передавать в РИССМ данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, и нарушениях своего владельца по пути в пункт назначения. Если у человека будет более пяти неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, доступ к РИССМ ему временно закроют до их уплаты.
В качестве альтернативного варианта РИССМ предлагается автоматическая регистрация без телефона с помощью «программно-аппаратного комплекса», установленного на транспортном средстве. Если город не оснащён РИССМ, то можно будет ездить в нём без регистрации в этой системе, но регистрация в федеральном реестре для владельца мопеда, электровелосипеда или СИМ останется обязательной.
Санкции за отказ регистрировать мопед или электросамокат в реестре и региональных системах пока строго не прописаны, но, по данным источников издания «Коммерсантъ», они явно будут. Также не исключено, что такая регистрация будет платной, как минимум для РИССМ.
Что запретят владельцам СИМ и велосипедистам?
Запретов будет много. Лицам, использующим для передвижения велосипеды и СИМ, будет:
- нельзя находиться за рулём в нетрезвом состоянии;
- нельзя отказываться от проверки на опьянение;
- нельзя пользоваться за рулём телефоном или «каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления». Исключение сделают для случаев, когда водитель пользуется навигатором (отдельным или в телефоне) и не использует для этого руки. Эти же нормы коснутся и автовладельцев;
- нельзя не уступать дорогу пешеходам;
- нельзя оставлять места ДТП с участием СИМ;
- нельзя принуждать пешехода предоставить преимущество в движении электросамокату с помощью звукового сигнала;
- нельзя при встречном разъезде с пешеходом (или при его опережении) ехать на скорости выше 10 км/ч;
- нельзя устраивать стоянки велосипедов и СИМ на проезжей части вне мест, обозначенных знаком 6.4 («Парковка») и соответствующей табличкой (с изображением электросамоката). Такое же правило будет работать и для тротуаров и пешеходных дорожек, но для него в этом случае сделают исключение, если велосипед или СИМ припаркован без создания помех для движения пешеходов;
- нельзя бросать на землю самокаты;
- нельзя оставлять СИМ и велосипеды во время стоянки в каком-то другом положении, кроме вертикального;
- нельзя проезжать под знаком «Движение велосипедов запрещено» и велосипедистам, и пользователям СИМ;
- нельзя разворачиваться в местах пересечения с велосипедными, велопешеходными дорожками и велополосами. В местах, обозначенных знаком «Парковка» и табличкой «Зарядка электромобилей», можно будет находиться только электромобилям и только во время зарядки;
- нельзя парковаться за пять метров до нового знака и разметки, обозначающих «место стоянки транспортных средств оперативных служб». Там будет можно стоять только машинам пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательным службам.
К слову, запрет на парковку перед местом стоянки транспортных средств оперативных служб распространяется и на остальные виды транспорта.
А вот правила остановки перед парковкой на такси меняются: вместо запретной зоны в 15 метров её сокращают до 5 метров. Также планируют разрешить разворот на авторазметке типа «вафельница»: сейчас там можно только поворачивать.
Читать материалы по теме:
Наказание за ДТП, групповую и пьяную езду на самокате ужесточили в России
Российский ИИ начнёт делать голосовые замечания самокатчикам и курящим
«Умнее» того, кто за рулём: Whoosh внедряет компьютерное зрение в электросамокаты