27 октября 1981 года Подводная лодка Балтийского флота «С-363» проекта 613, следуя в надводном положении, села на мель в закрытой зоне шведских территориальных вод у военно-морской базы Карлскруна. Происшествие стало результатом сочетания неисправности устаревших навигационных приборов и ошибок в управлении кораблём.
Инцидент вызвал международный скандал, так как советская подлодка оказалась вблизи одной из главных шведских военно-морских баз в период холодной войны. Командир лодки, капитан второго ранга Анатолий Гущин, утверждал, что произошла навигационная ошибка. Однако шведская сторона подозревала, что лодка выполняла разведывательную миссию.
После нескольких дней переговоров и тщательных проверок, включая замеры радиационного фона (так как шведы подозревали наличие ядерного оружия на борту), подлодку освободили и отбуксировали в нейтральные воды.
Причиной инцидента стало безответственное отношение командира штурманской боевой части к своим профессиональным обязанностям. В ходе расследования выяснилось, что секстаны были неправильно настроены, а штурман не умел ими пользоваться. Кроме того, он не владел навыками работы с радионавигационным прибором «ПИРСом». Рамка антенны радиопеленгатора была повреждена из-за зацепа за рыболовную сеть, что также усугубило ситуацию. По неизвестным причинам на подводной лодке не было связи.
Отдельно можно рассматривать действия вахтенного офицера также обязанного производить определения места. Видимо всё это делалось некачественно или не делалось. А зачем, если находитесь посредине Балтийского моря.
Инцидент получил в прессе название «Whiskey on the Rocks» — каламбур по названию проекта 613 («Whiskey class» по классификации НАТО) и выражению «виски со льдом». В СССР лодка получила неофициальное прозвище «Шведский комсомолец».
Этот случай стал одним из самых известных эпизодов холодной войны на Севере Европы и серьёзно повлиял на отношения между СССР и Швецией.
С-363 — советская средняя торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.
Технические характеристики подводной лодки проекта 613:
- Скорость: надводная — 18 узлов, подводная — 13 узлов.
- Рабочая глубина погружения: 170 м, предельная — 200 м.
- Автономность плавания: 12 000–15 000 миль.
- Экипаж: 52–54 человека.
- Водоизмещение: надводное — 1030 тонн, подводное — 1350 тонн.
- Длина: наибольшая (по КВЛ) — 76 м.
- Ширина корпуса: наиб. — 6,7 м.
- Высота: 11 м.
- Силовая установка: дизель-электрическая, 2 дизеля 37Д по 2000 л. с., 2 главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л. с., 2 электродвигателя экономического хода ПГ-103 по 50 л. с., 2 аккумуляторные батареи 46СУ по 112 элементов, 2 гребных вала.
- Вооружение: спаренная 57 мм зенитная пушка СМ-24 ЗиФ, 4 носовых и 2 кормовых 533 мм ТА (боезапас 12 торпед).
Ранее www1.ru сообщил, что новую ракету «Буревестник» можно будет запустить с пусковых установок для «Искандера» или «Орешника».
Читайте ещё материалы:
- Испытания FPV-дрона «Арбалет» с автоматом АКС-74У показали на видео
- Российская малошумная дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 в Средиземном море взбудоражила страны НАТО
- Российская малошумная дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 в Средиземном море взбудоражила страны НАТО
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие