Шансы России на восстановление суверенитета в авиастроении в одиночку очень невысокие, нужно искать варианты кооперации с другими дружественными странами. Об этом заявил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Он обратил внимание на международную практику — ни одна страна в мире не строит самолёты сама. Ведущие западные Boeing и Airbus — транснациональные корпорации, производства которых есть в большом количестве государств, напомнил Смирнов.
И России тоже доступен этот путь — кооперация с дружественными странами. Например, с Китаем, с которым РФ развивает экономическое сотрудничество и имеет совместные планы по строительству самолётов. Правда, Китай в первую очередь решает свои задачи: их аналог нашего МС-21 уже сертифицирован и начал летать.
Смирнов добавил, что в случае изменения геополитической обстановки можно частично наладить связи с Boeing и Airbus, что позволит сохранить в нужном состоянии парк самолётов на то время, пока идёт импортозамещение.
Сейчас количество зарубежных судов с каждым годом уменьшается, техническое обслуживание затруднено, потому что инженерно-технические связи прерваны, и они даже не ставят российские авиакомпании в известность о проводимых изменениях. Конечно, всё это создаёт риски для безопасности полётов.
Исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко, приводя в пример производство SJ-100, отмечал, что это — уникальный случай. Для выполнения импортозамещения потребовалось изготовить и довести порядка 40 систем и агрегатов, включая двигатель.