Одна из самых важных деталей современных авиационных двигателей, в том числе ПД-8 и ПД-14, — зубчатое колесо, без которого обеспечить работу силовых установок невозможно. Россия освоила выпуск детали на мощностях «ОДК-Салют» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха), полностью избавившись от иностранных решений.
Среди двигателестроителей зубчатое колесо ещё называют шестернёй. Именно она объединяет механизмы в агрегате и обеспечивает его работу.
Заместитель главного технолога «ОДК-Салют» Никита Курасов объяснил, что шестерня только внешне кажется простой. На самом деле современное развитие машиностроения позволяет заложить очень сложную геометрию в венец шестерни.
Есть шестерни с прямым зубом — простые труженики. Хотя правильнее сказать, что в авиадвигателе каждая деталь ответственная и важна. Но есть простые шестерни, которые не несут высоких нагрузок, например, в насосах или датчиках вращения. Но есть и более важные, которые мы называем самыми ответственными. Их изготовление отвечает за всю работу всего двигателя, например, шестерня центральной конической передачи. Они вращаются с теми же скоростями, испытывают те же нагрузки, как и сам ротор двигателя. Вот к ним — самые высокие требования по изготовлению, которые измеряются микронами или даже десятыми долей микрона. Вот эти шестерни самые интересные.
Курасов добавил, что путь любой заготовки до двигателя начинается с механической, черновой и термической обработки. Затем выполняется уже работа над получистовым точением детали.
Затем, в зависимости от конструкции, проводится упрочняющая термическая обработка, которая обеспечивает высокую твёрдость поверхности зубчатого профиля. Окончательная стадия — шлифовальная обработка, которая считается чистовой или финишной.
Примерно 60% важности при изготовлении зубчатой шестерни отводится термической обработке. Именно при ней закладываются основные свойства материалов, заложенных конструкторской документацией, а также обеспечивается высокая твёрдость продукции. Если термическая обработка выполнена неправильно или с отклонением, ее исправить уже невозможно. Это будет считаться браком. Остальные 40% — шлифовальные операции, обеспечивающие заложенную в конструкторской документации точность.
Ранее www1.ru сообщал, что ОДК ускорила сварку деталей двигателей ПД-8 и ПД-14 в 10 раз.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
Преступники выдают себя за Деда Мороза и Снегурочку
Облако плазмы достигнет Земли 9 декабря
Точному предсказанию сейсмических событий мешает недостаток данных
Стоимость немецкой боевой машины оценили в 30 млн евро, а самолёта — в 28 млн
«ОДК-УМПО» стал участником нового проекта «Башкирская вахта»
Учёные ТГАСУ добились значительного повышения прочности цементных композитов
Депутаты: так россияне смогут обезопасить себя от мошенничества
Уход от иностранных компонентов дал старт серийному производству кораблей проекта 23550
Новый механизм выдерживает порядка 50 тысяч выстрелов без видимого износа
Ещё 40 вагонов серии «Москва-2026» введут в работу до конца года
Депутаты Госдумы предлагают поднять штрафы и предусмотреть лишение прав за нарушение
Страны укрепляют связи в сфере технологий