Забытые птенцы «Туполева»: самолёты 90-х, которые так и не увидели небо

На судьбу проектов повлиял развал СССР

Авиация СССР в конце 80-х годов находилась на огромном подъёме. Около десятка конструкторских бюро вели активную работу над моделями самолётов, многие из которых опережали своё время. Казалось, что отечественную авиацию ждёт безоблачное будущее.

Однако СССР в итоге рухнул, после чего все без исключения авиаинженеры в одночасье лишились финансирования, а уже частично готовые проекты повисли в воздухе. В 90-е годы для них началось время выживания, когда даже одна перспективная лайнера самолёта была событием. При этом новые самолёты проектировались вопреки обстоятельствам, о некоторых работах бюро «Туполев» вы узнаете в этом материале.

Лёгкий самолёт Ту-44 «Ирбис»

С начала 1990-х годов ОКБ занималось проектными работами по легкому самолёту «Ирбис». Его конструктор, А. Д. Рево, принес в «Туполев» почти готовый проект. Ту-44 представлял собой цельнометаллический самолёт с Т-образным оперением, низким крылом и убирающимся трёхопорным шасси.

Инженеры предлагали три двигателя на выбор — Pratt & Whitney мощностью 500-550 л. с., шестицилиндровый двигатель Lycoming IO-720A с воздушным охлаждением мощностью 400 л. с. или шестипоршневой Teledyne Continental TSIOL-550 с жидкостным охлаждением на 350 л. с. С уходом Рево из КБ разработку прекратили.

Лёгкий многоцелевой самолёт Ту-41 «Орка»

В этот период Рево параллельно работал над лёгким многоцелевым самолётом Ту-41 «Орлан» (Ту-НН). Двигатель (Pratt & Whitney Canada PT6A мощностью 1800 л. с., приводивший в движение шестилопастной пропеллер, либо PT6T TwinPac, приводивший в движение четырёхлопастной пропеллер противоположного вращения) находился за кабиной пилота, а длинный вал привода пропеллера располагался между двумя креслами.

Ту-41 также мог использоваться в качестве переходного тренажёра для пилотов реактивных штурмовиков или истребителей, в качестве разведывательного или патрульного самолёта, либо для перехвата низколетящих самолётов. Опять же, с уходом Рево проект Ту-41 заглох.

Ту-64 «Варяг» (проект)

Проект другого самолета, «Варяг», презентовал в ОКБ Туполева его конструктор А. Х. Каримов в середине 1990-х годов как Ту-64. Каримов ранее работал в Мясищевском ОКБ и стал заместителем научного руководителя АНТК им. Туполева. Было предложено несколько конфигураций, в том числе смешанная компоновка корпуса и крыла в хвостовой части. Выбранная в итоге версия Ту-64Б «Башкирия» имела традиционную компоновку.

Её отличительными особенностями были два двигателя на двойных законцовках крыла и объёмный фюзеляж. Двигателями должны были стать двухтактные TDA-450 осевой конструкции. Однако Ту-64Б не прошёл стадию технического предложения, и все работы прекратились после ухода Каримова из ОКБ.

Ранее www1.ru сообщал, что ОДК нашла способ снизить вес авиадвигателя ПД-8 для лайнеров SJ-100 и Бе-200.

Читайте ещё материалы:

Новый МС-21-310: что за самолёт, характеристики, перспективы и роль в российской авиации

Авиазавод в Дагестане начал испытания вертолёта АП-55: цена стартует от 2 млн долларов

Самолёты-амфибии Бе-200 переведут на несуществующие ПД-8: двигатели пока не вышли в серию

Источники
Dzen

Сейчас на главной