Авиация СССР в конце 80-х годов находилась на огромном подъёме. Около десятка конструкторских бюро вели активную работу над моделями самолётов, многие из которых опережали своё время. Казалось, что отечественную авиацию ждёт безоблачное будущее.
Однако СССР в итоге рухнул, после чего все без исключения авиаинженеры в одночасье лишились финансирования, а уже частично готовые проекты повисли в воздухе. В 90-е годы для них началось время выживания, когда даже одна перспективная лайнера самолёта была событием. При этом новые самолёты проектировались вопреки обстоятельствам, о некоторых работах бюро «Туполев» вы узнаете в этом материале.
Лёгкий самолёт Ту-44 «Ирбис»
С начала 1990-х годов ОКБ занималось проектными работами по легкому самолёту «Ирбис». Его конструктор, А. Д. Рево, принес в «Туполев» почти готовый проект. Ту-44 представлял собой цельнометаллический самолёт с Т-образным оперением, низким крылом и убирающимся трёхопорным шасси.
Инженеры предлагали три двигателя на выбор — Pratt & Whitney мощностью 500-550 л. с., шестицилиндровый двигатель Lycoming IO-720A с воздушным охлаждением мощностью 400 л. с. или шестипоршневой Teledyne Continental TSIOL-550 с жидкостным охлаждением на 350 л. с. С уходом Рево из КБ разработку прекратили.
Лёгкий многоцелевой самолёт Ту-41 «Орка»
В этот период Рево параллельно работал над лёгким многоцелевым самолётом Ту-41 «Орлан» (Ту-НН). Двигатель (Pratt & Whitney Canada PT6A мощностью 1800 л. с., приводивший в движение шестилопастной пропеллер, либо PT6T TwinPac, приводивший в движение четырёхлопастной пропеллер противоположного вращения) находился за кабиной пилота, а длинный вал привода пропеллера располагался между двумя креслами.
Ту-41 также мог использоваться в качестве переходного тренажёра для пилотов реактивных штурмовиков или истребителей, в качестве разведывательного или патрульного самолёта, либо для перехвата низколетящих самолётов. Опять же, с уходом Рево проект Ту-41 заглох.
Ту-64 «Варяг» (проект)
Проект другого самолета, «Варяг», презентовал в ОКБ Туполева его конструктор А. Х. Каримов в середине 1990-х годов как Ту-64. Каримов ранее работал в Мясищевском ОКБ и стал заместителем научного руководителя АНТК им. Туполева. Было предложено несколько конфигураций, в том числе смешанная компоновка корпуса и крыла в хвостовой части. Выбранная в итоге версия Ту-64Б «Башкирия» имела традиционную компоновку.
Её отличительными особенностями были два двигателя на двойных законцовках крыла и объёмный фюзеляж. Двигателями должны были стать двухтактные TDA-450 осевой конструкции. Однако Ту-64Б не прошёл стадию технического предложения, и все работы прекратились после ухода Каримова из ОКБ.
Ранее www1.ru сообщал, что ОДК нашла способ снизить вес авиадвигателя ПД-8 для лайнеров SJ-100 и Бе-200.
Читайте ещё материалы:
Новый МС-21-310: что за самолёт, характеристики, перспективы и роль в российской авиации
Авиазавод в Дагестане начал испытания вертолёта АП-55: цена стартует от 2 млн долларов
Самолёты-амфибии Бе-200 переведут на несуществующие ПД-8: двигатели пока не вышли в серию
Сейчас на главной
Причиной для индексации может стать инфляция, увеличение НДС и рост затрат на производство
В Минпромторге считают, что увеличение сбора не затронет ответственных производителей
Экипаж разогнал лайнер до 580 км/ч вместо крейсерских 450 км/ч
Судовое оборудование приходит в РФ из Поднебесной по завышенным ценам
«Алмаз-Антей» и Минобороны Белоруссии подписали контракт на обслуживание техники
Вычислительные средства комплекса позволяют грамотно распределять цели между пусковыми установками
В числе космических аппаратов «Аист-2Т» №1 и №2
Вице-премьер Новак сообщил о переносе сроков, но подтвердил курс на развитие сектора
Инженеру-конструктору без опыта обещают платить от 80 тысяч рублей
Жёсткая и кучная дробь обеспечивает уничтожение цели с первого попадания независимо от материала корпуса беспилотника
Почти все элементы кузова обработали цинком
СОГАЗ проиграл дело в суде против «ОДК-УМПО»