Поиск по публикациям и новостям

Исследователи ТГУ: онлайн-обучение меняет физиологию мозга и сердца
Учёные Томского госуниверситета выявили снижение сосредоточенности при обучении в цифровой среде

Исследователи факультета физической культуры ТГУ при поддержке программы «Приоритет 2030» изучили, как онлайн-обучение воздействует на физиологию человека. В фокусе — работа мозга, сердечно-сосудистая система и уровень кортизола. Эксперименты включали сдачу зачётов в трёх форматах: лично, через компьютерные тесты и с использованием ChatGPT. Добровольцы носили датчики, фиксирующие давление, ЭЭГ и гормональный фон.

Исследование активности головного мозга
Исследование активности головного мозга

Первоначальные результаты продемонстрировали наличие физиологических изменений. В частности, это касается функционирования сердечно-сосудистой системы. В процессе общения с преподавателем студенты испытывают более выраженное волнение и стресс по сравнению с компьютерным тестированием.

Вместе с тем мы увидели, что при сдаче зачёта онлайн у испытуемых ниже сосредоточенность, то есть они не могут быстро и чётко решить задачу. Как показывают исследования, и эти результаты находят подтверждение на практике, онлайн-обучение, в том числе VR, при большом количестве плюсов имеет и минусы. 
Леонид Капилевич, руководитель проекта, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ

Исследование подтвердило: виртуальные навыки не всегда переносятся в реальность. Например, успешные действия в VR-тренажёре не гарантируют аналогичного результата без устройств.

Самым главным минусом является то, что качественно выполняя какие-либо действия в виртуальной среде, человек не может столь же эффективно повторить их в реальной жизни. Это как уметь управлять машиной на тренажёре, но быть неспособным делать это на дороге.
Леонид Капилевич, руководитель проекта, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ

Для решения проблемы тестируются два подхода:

  • Фиджитал-методики — синхронизация действий в реальной и цифровой средах. В пилотном проекте студенты занимались аэробикой в VR-очках, совмещая физическую нагрузку с визуальными стимулами
  • Искусственная сшибка — преднамеренное провоцирование ошибок (например, неверный ответ на зачёте) для тренировки когнитивной гибкости
Например, во время зачёта на каком-то этапе студенту предлагается дать заведомо неправильный ответ. Это психологически тяжело. Но после такого ответа человек должен вернуться на правильную линию мышления.
Леонид Капилевич, руководитель проекта, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ

Ожидается, что к концу 2025 года будет разработана адаптивная модель для разных специальностей.

Читайте ещё материалы по теме:

Цифровые привычки людей старшего возраста: исследование МФТИ опровергает стереотипы о пожилых пользователях смартфонов

Низкая осмысленность жизни, отсутствие целей и веры в себя: российские учёные провели тестирование старшеклассников на интернет-зависимость

Обучение и развлечение: тренажер для программистов в формате игры создали в России

0 комментариев
Комментировать
Комментировать
История редактирования комментария

Сейчас на главной