Поиск по публикациям и новостям

Законодательно закрепить минимальный набор механических кнопок для управления автомобилем предложили в РФ
Эксперты обсуждают баланс между технологиями и безопасностью в авто

В России могут появиться новые стандарты безопасности автомобилей, обязывающие производителей оснащать машины физическими кнопками для управления ключевыми функциями. Такое предложение прозвучало на круглом столе в Общественной палате РФ, посвящённом инновациям в автомобильной безопасности. Эксперты уверены: сенсорные экраны, заменяющие традиционные клавиши, отвлекают водителей, увеличивая риск аварий.

Современные автомобили всё чаще напоминают гаджеты: мультимедийные системы с большими дисплеями управляют климат-контролем, подогревом сидений и даже освещением. Однако, как отметил зампред Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак, для выполнения простых задач водителю приходится отвлекаться от дороги, что снижает безопасность.

Сейчас автомобиль всё больше напоминает смартфон или какой-то другой гаджет. ПДД строго запрещают водителю за рулем пользоваться телефоном, поскольку это отвлекает его. Но экран мультимедиа — по сути тот же смартфон. Не должен водитель на скорости отвлекаться и искать на дисплее, как ему изменить направление воздуха или включить подогрев сидений.
Владимир Коробчак, заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов

Член Общественной палаты Валерий Солдунов поддержал идею, указав, что физические кнопки позволяют управлять машиной интуитивно, не отвлекаясь от вождения. Эксперты предложили закрепить в нормативных документах минимальный набор функций, которые должны управляться традиционными клавишами, такими как включение фар, стеклоочистителей или регулировка температуры.

Александр Холодов, зампред Комиссии по безопасности ОП РФ, отметил, что современные машины оснащаются радарами, лидарами и камерами, которые собирают данные о дороге и состоянии водителя. Эти системы требуют регулирования, отметил он.

Современные машины оснащены радарами, лидарами, камерами, и зачастую, когда из-за погодных условий водитель не может заметить разметки или знак, они различают их и предупреждают автомобилиста или даже сами принимают какие-то меры. Более того, с учетом цифровизации эти системы даже знают о знаках или ограничениях, находясь за сотни километров от них.
Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ

Также он добавил, что автоматические системы являются лишь помощниками на дороге и водителю не следует забывать о своей роли при вождении авто:

Не следует забывать, что именно водитель должен доминировать в управлении автомобилем: все эти системы, в том числе и автономного управления, не заменяют, а лишь помогают и дополняют его.
Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ

Одновременно с этим в центре внимания оказались вопросы кибербезопасности. В связи с активным использованием электронных и цифровых помощников водителя, включая системы автономного управления, уже сейчас важно задуматься о кибербезопасности автомобиля, считает Григорий Мазлумян, проректор по научной работе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Надо понимать, кто будет модератором цифровой платформы, куда будут загружаться данные о дорогах и инфраструктуре и при помощи которой в недалеком будущем автомобили смогут сообщать водителю о ситуациях на дороге и обмениваться информацией друг с другом. Это должно быть государственное регулирование — в противном случае, если такие данные будут сосредоточены в руках некой компании, есть риск, что они окажутся за рубежом и возникнет коллапс.
Григорий Мазлумян, проректор по научной работе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Однако не все эксперты считают введение обязательных кнопок реальным. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков отметил, что изменение дизайна и производственных циклов для российского рынка может быть сложным для автопроизводителей.

Есть определенный дизайн интерьера, есть определенные технологические циклы производства машины. Найти какое-то место для отдельных кнопок в салоне автомобиля специально для нашей страны, а также изменить цикл на заводе практически нереально.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулём»

Вместо этого он предложил использовать подход, аналогичный Euro NCAP, где машины с сенсорными интерфейсами получают более низкие оценки безопасности. В России это может быть реализовано через программу RuNCAP.

Технологии активной безопасности, такие как системы предупреждения столкновений или мониторинга усталости водителя, продолжают развиваться. Например, в Китае автомобили уже «знают» инфраструктуру дорог, но в России такие системы пока ограничены из-за недостаточной цифровизации дорожной сети.

Читайте ещё материалы по теме:

«Аврора» для авто: компания ОМП представила ОС «Аврора» на ЦИПР 2025

Битопливные Lada Largus CNG: технологический прорыв или скрытые риски

МАЗ на «батарейках»: белорусский автопроизводитель показал электрические грузовики и обновлённые автобусы на COMVEX-2025

Источники
Известия
0 комментариев
Комментировать
Комментировать
История редактирования комментария

Сейчас на главной