Компания «Яковлев» разработала подробные инструкции для авиатехников по правильной установке датчиков угла атаки на самолёты Superjet-100. Предложенные меры помогут избежать ошибок и обеспечат надежную работу систем. Кроме того, пилоты получили рекомендации по распознаванию возможных неполадок с датчиками, что позволит им быстро реагировать и предотвращать аварийные ситуации.
По предварительным данным МАК, крушение SSJ-100 под Коломной 12 июля 2024 года стало следствием некорректной установки двух датчиков угла атаки во время планового технического обслуживания на Луховицком авиастроительном заводе. Ошибка в установке привела к тому, что система защиты самолёта от «сваливания» сработала несвоевременно.
Во время набора высоты пилоты не успели распознать проблему и принять меры, что привело к катастрофе. На борту находились три члена экипажа, все они погибли.
Датчик угла атаки представляет собой устройство с флажком-флюгером, который находится на внешней стороне фюзеляжа самолета. На Superjet установлены четыре таких датчика, по два с каждой стороны. Их основная задача — определять так называемый угол атаки: угол между продольной осью самолета и вектором скорости.
Специалисты из компании «Яковлев» подготовили инструкцию, которая поможет техникам правильно устанавливать накладки системы ДУА в отсеках самолёта. На них должна быть яркая несмываемая маркировка, которая покажет, где именно должно находиться устройство.
Росавиация в своей директиве настоятельно рекомендовала эксплуатантам самолета принять эти меры для предотвращения аналогичных катастроф, подобных той, что произошла с SSJ-100.
Профилактические меры потребовались для самолетов SSJ-100 с импортной авионикой и двигателями. В Объединённой авиастроительной корпорации отметили, что на новые самолёты, созданные с использованием отечественных технологий, будут устанавливать российскую авионику с безопасным крепежом ДУА.
Конструкция отечественных датчиков импортозамещенного SSJ-100 изначально отличается от импортных, устанавливаемых на базовую версию самолета, в силу иного производителя. Их соответствие авиационным нормам и правилам подтверждается в ходе проходящих в настоящее время сертификационных летных испытаний.
Также компания «Яковлев» подготовила бюллетень, который содержит четкие рекомендации для пилотов по действиям в случае некорректной работы дублирующих авиационных приборов на различных этапах полёта.
В декабре 2024 года в Росавиации прошло совещание с операторами российских Superjet 100 и новым генеральным директором ОАК Вадимом Бадехой. В настоящее время 154 таких самолёта осуществляют коммерческие пассажирские перевозки. За их техническим обслуживанием следят специалисты 29 организаций.
Ранее в Росавиации рассказали о росте числа авиапроисшествий в 2024 году, наибольший их рост пришёлся на вертолётные полёты.
Читать материалы по теме:
В Росавиации рассказали, как сейчас обеспечивают безопасность полётов в европейской части России
Эксперт: SSJ-100 не разобьётся, даже если в нём во время полёта откажут детали
Ространснадзор проверит всех авиаперевозчиков, эксплуатирующих SSJ-100