Арктический и антарктический институт (ААНИИ) сообщил о финальной стадии подготовки к дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-42». Её научное судно — ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» — уже отправилось из порта Санкт-Петербург в Мурманск.
Оттуда судно направится к северу от Новосибирских островов и будет пришвартовано к надёжному ледовому полю, с которым сможет дрейфовать многие месяцы. Учёные ААНИИ проведут десятки научных исследований, важных для изучения процессов изменения климата, прокладки маршрутов по Северному морскому пути и обеспечения гидрометеобезопасности России, и разобьют лагерь на льду для изучения арктической природы.
Экспедиция «Северный полюс-42» — продолжение советской программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году советскими учёными и полярниками. За 75 лет было организовано 40 дрейфующих экспедиций. В 2013 году работа классических дрейфующих станций в Арктике остановилась: в связи с глобальным потеплением проводить многомесячные научные исследования на льду стало небезопасно. Однако российские учёные нашли выход: так появилась первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс».
Инфраструктура ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно: от дна Северного Ледовитого океана, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лёд, до верхних слоёв атмосферы и ближнего космоса.
Возможности ледостойкой платформы позволяют нам применять в работе самое современное оборудование, погружать приборы на любую глубину в Северном Ледовитом океане, изучать ближний космос, использовать спутники и беспилотные аппараты. Нам удалось создать практически непрерывную программу междисциплинарных научных исследований в высоких широтах Арктики, которая будет длиться многие годы. Ничего подобного ранее невозможно было даже представить! Данные, передаваемые с ледостойкой платформы, очень важны как для фундаментальных, так и для прикладных задач, стратегически важных для государства.
ЛСП «Северный полюс»
Платформа — продукт входящих в ОСК структур: разработали ее в рамках проекта 00903 специалисты КБ «Вымпел» вместе с учёными ААНИИ, построили — корабелы «Адмиралтейских верфей». Контракт на проектирование и строительство ледостойкой платформы подписывали Росгидромет и «Адмиралтейские верфи» в 2018 году, к августу 2022 года были завершены все необходимые испытания.
ЛСП «Северный полюс» по габаритам имеет 83,1 метра в длину и 22,5 метра в ширину. Её водоизмещение в 10 тысяч тонн, а «сердце» мощностью 4200 кВт, она может идти на скорости 10 узлов в час, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17).
На борту есть все необходимое для автономного расположения, ведения наблюдения и научных изысканий: от медблока с возможностью провести при необходимости несложные операции до спортзала и кинозала. Там работают 14 членов экипажа и 34 научных сотрудника экспедиции.
В сентябре 2022 года НЭС «Северный полюс» отправилось в первый рейс в Арктику. За 20 месяцев работы дрейфующая экспедиция «Северный полюс-41» успешно выполнила все поставленные задачи и подтвердила высокую эффективность проведения исследований на технологически новом уровне. Ледостойкая платформа обеспечила полярникам безопасное и комфортное пребывание и возможность использовать тяжёлое оборудование.
Безопасность судна гарантирует особая форма корпуса, которая оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, фактически выдавливая судно на их поверхность. Сконструированная форма позволяет разместить максимум оборудования и запасов, необходимых для двухлетней экспедиции.
Читать материалы по теме:
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие