VERA — продукт малого инновационного предприятия – ООО «СТАР» («Спутниковые технологии и астроразработки») при Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». Предприятие создали и запустили университет и инициативная группа его сотрудников.
VERA (аббревиатура от английского «Volume-Effective Rocket-propulsion Assembly», то есть «Объёмно-эффективная ракетная двигательная установка») разработана в Лаборатории плазменных ракетных двигателей НИЯУ МИФИ. По словам разработчиков, она является лучшей в России среди двигателей такого класса по габаритам, массе, энергоэффективности и безопасности в эксплуатации.
На околоземной орбите такие установки выполняют несколько задач:
- корректируют орбиту космического аппарата, позволяя увеличивать срок службы спутника и установленной на нем полезной нагрузки;
- позволяют выстраивать и оптимально распределять над земной поверхностью аппараты, входящие в многоспутниковые группировки;
- помогают уводить в атмосферу Земли спутники с истекшим сроком активного существования, избавляя околоземное пространство от космического мусора.
VERA уже успешно работает в космосе. Её получили три спутника, в том числе и собственный спутник дистанционного зондирования Земли НИЯУ МИФИ «Святобор-1».
Теперь же «СТАР» планирует поставить производство установок на поток, двигатели будут собираться сотрудниками компании на территории и инфраструктурной базе НИЯУ МИФИ. Первые продажи проведут до конца 2024 года.
Задачей инновационного предприятия станет серийное производство двигательных установок разного типа, включая плазменные, предназначенных для малых космических аппаратов – нано- и микроспутников (формата CubeSat и их аналогов по габаритам), а в перспективе – и для космических аппаратов большей массы и размеров.
Объём только российского рынка для двигателей такого типа составляет порядка 70 установок в год. И это только для закрытия потребностей крупных российских космических компаний, таких, как, например, ООО «Спутникс» и ООО «Геоскан». Однако в настоящее время, как отмечают в НИЯУ МИФИ, «важнейшей задачей инновационного предприятия является повышение надежности электроники двигательной установки и, в частности, переход на отечественную электронную компонентную базу».
Читать материалы по теме:
ОДК запустила новый испытательный стенд для вертолётных двигателей
Российские плазменные двигатели СПД-70М на ксеноне и криптоне запустят в серийное производство
Россия работает над новым ракетным двигателем для полётов в дальний космос
Сейчас на главной
Судно оснащено российскими двигателями и автоматизированной системой управления класса А1
Самолёт заменит устаревший парк советских Ан-24/26 и Як-40
Смена руководства происходит спустя всего три месяца после назначения предыдущего топ-менеджера
Ведомство заявило о конкуретноспособности лайнера, но ставит в приоритет обеспечение внутреннего спроса
Минпромторг назвал актуальной реализацию проекта для страны
Высокая концентрация урана продлевает межремонтные интервалы и расширяет возможности ВВР-СМ
Новый модуль позволяет прописывать любые условия и параметры
Наработанную базу могут задействовать для создания дальнемагистрального самолёта
Винтокрылые машины получили новые двигатели и бортовое оборудование
Госкорпорация опровергла утверждения западных журналистов о проблемах в оборонно-промышленном комплексе
Ведомство обещало поднять сменщика Ан-2 в воздух до конца 2025 года
Завод готовит опытные образцы винторулевых колонок для сертификации и серийного производства