Материал дополнен 14.02.2024 в 15:50
Российский перспективный авиационный двигатель ПД-35 сверхбольшой тяги получил новый элемент - стартер-генератор СТГ-ПД-35. Его уже испытали в НИИ «ЦИАМ им. П. И. Баранова» и на новом лабораторном стенде передовой инженерной школы «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий.
Дополнено:
Новый агрегат позволит повысить электрическую мощность в несколько раз и уменьшить при этом удельную массу, а для воздушного судна вес — это критически важный параметр. Суть проекта в том, что в самолете используется большая доля механизмов, систем и агрегатов, работающих на электрической тяге. В современном самолете более 30% КПД силовой установки тратится на руление на взлетной полосе, фильтрацию и охлаждение воздуха для подачи в салон и кабину пилотов. Запустить эти вспомогательные функции можно за счет электричества, что будет гораздо экономичнее и проще. Стартер-генератор, разработанный в ПИШ «Моторы будущего», представляет собой электрическую машину и блок управления, который питается от бортовой сети. Машина работает в режиме запуска и до полного выхода на обороты газотурбинного двигателя. Кроме того, благодаря целому ряду конструктивных решений, например за счет использования современных высокоэнергетических материалов, существенно упростится обслуживание и увеличится ресурс работы самолета.
Двигатель пятого поколения ПД-35, который стал самым большим и мощным за историю российской авиации, весит около 8 тонн. Проект долгоиграющий, над ним ведут работу с 2016 года, но в последние два года он значительно продвинулся. К октябрю 2023 года благополучно провели первые испытания газогенератора. А испытания для прототипа самого «Царь-двигателя», по информации Госкорпорации «Ростех», запланировали на начало 2024 года.