Як-242 должен был стать самым экономичным и современным самолётом Советского Союза — прямым конкурентом Boeing 757 и «могильщиком» Ту-154. Но история лайнера закончилась, так и не начавшись. «Первый технический» рассказывает, почему этот самолёт остался на бумаге и как его идеи позже воплотились в МС-21.
Самолёт, которого не было
В конце 80-х в СССР искали замену прожорливым Ту-154 и Ил-62. Мир уже летал на экономичных Boeing и Airbus, советской промышленности был нужен свой ответ. Им должен был стать Як-242 — проект ОКБ Яковлева, решившего впервые выйти на магистральный уровень.
Новый лайнер задумали с двумя сверхэкономичными турбовентиляторными двигателями НК-93, которые могли обеспечить снижение расхода топлива на 25–30% по сравнению с Ту-154М. Салон планировался просторным, с широкими проходами и беспрецедентной тишиной — двигатели размещались в хвосте, как у современных лайнеров.
Почему он не взлетел
Главным врагом Як-242 оказалась вовсе не аэродинамика, а политика. Между КБ Туполева, Ильюшина и Яковлева разгорелась война за госзаказы. Туполевцы лоббировали Ту-204, а двигатель НК-9, главный козырь-проект, так и не успели довести до серийной стадии.
Затем пришёл 1991 год. СССР распался, а вместе с ним — и программа. Финансирование прекратилось, авиакомпании выживали на старых бортах. Проект заморозили, а Як-242 навсегда остался на макетах.
Предок МС-21
Конструкторские наработки Як-242 не исчезли. Именно они легли в основу будущего МС-21, ставшего прямым наследником идей «Яковлева». Облегчённый планер, высокая экономичность и внимание к пассажирскому комфорту.
Як-242 стал символом несбывшихся надежд — самолёта, который мог изменить историю отечественного авиапрома, но не успел родиться.
Ранее www1.ru сообщал, что ОАК впервые показал Су-57 в покрасочном цеху.
Читайте ещё материалы:
МС-21 взлетит на полностью российских композитах: импортозамещение завершено
ОДК запатентовала тысячи изобретений: ПД-8, ПД-14 и ПД-35 ждёт великое будущее
Производитель Ту-160 задумался о переходе на авиационное биотопливо