«Железный окурок» Як-40: первый советский реактивный пассажирский самолёт, получивший сертификат лётной годности в Европе и США

ОКБ Яковлева удалось создать успешный авиалайнер для региональных перевозок на короткие расстояния

21 октября 1966 года ознаменовалось первым полётом Як-40, ставшего первопроходцем среди турбореактивных пассажирских самолётов, предназначенных для местных авиалиний. За штурвалом находились опытные пилоты-испытатели А. Л. Колосов и Ю. В. Петров. Як-40 — первый советский самолёт получивший сертификат лётной годности в Европе и США.

Як-40
Як-40

В шестидесятых годах двадцатого века региональные рейсы небольшой протяжённости обслуживались преимущественно самолётами Ил-12, Ил-14 и Ли-2, который считался лицензионной копией американского DC-3. Все они использовали устаревшие турбовинтовые двигатели. В связи с этим Совет Министров СССР принял решение создать новый самолёт, призванный заменить устаревшие модели. Ответственность за разработку возложили на ОКБ Яковлева, для которого Як-40 стал первым проектом, ориентированным на многоместные пассажирские перевозки.

Як-40 авиапредприятия Северсталь
Як-40 авиапредприятия Северсталь

Серийное производство началось в 1967 году на Саратовском авиационном заводе. Вместимость Як-40 составляла от 27 до 40 пассажиров, экипаж состоял из 4 человек, а максимальная дальность полёта с полной загрузкой достигала 820 километров. На тот момент это был весьма достойный показатель для самолётов этого класса.

ОКБ Яковлева удалось создать успешный авиалайнер для региональных перевозок на короткие расстояния. Кроме того, Як-40 использовался для перевозки высших должностных лиц Советского Союза.

вариант компоновки салона Як-40 бизнес-класса 
вариант компоновки салона Як-40 бизнес-класса

Ввод в эксплуатацию в гражданской авиации СССР состоялся 30 сентября 1968 года, когда борт с номером СССР-87675 совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва — Кострома. С 11 машин в 1968 году «Аэрофлот» увеличил количество Як-40 до 232 к 1972 году и до 542 к 1975 году. К 1980 году Як-40 соединял 276 городов Советского Союза, обслуживая 669 регулярных маршрутов.

С 1967 года самолёт регулярно демонстрировался на международных выставках, а в 1972 году получил сертификаты лётной годности в Италии, ФРГ и США.

  Як-40 авиакомпании General Air  
Як-40 авиакомпании General Air

Воздушное судно стало одним из самых удачных проектов ОКБ Яковлева, всего было произведено более 1000 экземпляров, а в 90-е годы появились модернизированные версии (с увеличенными топливными баками и салоном бизнес-класса).

Секрет успеха заключался в том, что Як-40 занял важную нишу региональных перевозок, которая была представлена устаревшими самолётами. Конструкторы ОКБ Яковлева смогли совместить короткий разбег и пробег с высокой крейсерской скоростью. Благодаря инженерным решениям был достигнут высокий уровень комфорта, снижен уровень шума в салоне, сокращено время посадки, а также использовался откидной трап, заменяющий аэродромные трапы.

За всё время эксплуатации самолёт получил прозвища: «железный окурок» — за малые габариты и сильное дымление моторов и «истребитель керосина» — за большой расход топлива.

Около 50 Як-40 до сих пор продолжают эксплуатироваться в России и за рубежом.

Технические характеристики самолёта Як-40:

  • длина — 20,36 м;
  • размах крыла — 25,0 м;
  • высота — 6,5 м;
  • площадь крыла — 70,0 м²;
  • диаметр фюзеляжа — 2,4 м.
  • максимальная взлётная масса — 16,1 т;
  • максимальная посадочная масса — 16,1 т;
  • максимальная коммерческая нагрузка — 2,72 т;
  • масса пустого снаряжённого самолёта — 9,85 т.
  • запас топлива: 3910 литров.
  • крейсерская скорость: 510 км/ч.
  • дальность полёта с максимальным запасом топлива — 1800 км;
  • дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой (с резервами топлива) — 1350 км.
  • силовая установка: три турбореактивных двигателя АИ-25.

Ранее www1.ru сообщил, что лётчик-испытатель Роман Таскаев поделился об испытания первой версии самолёта МС-21.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной