Казанскому авиационному заводу (КАЗ, входит в Ростех) придётся возобновить серийный выпуск Ту-214, так как перспективный МС-21-310 пока не подтверждает заявленную дальность полёта. О судьбе проекта и проблемах предприятия рассказал его бывший генеральный директор Наиль Хайруллин.
«А куда деваться?»
По словам Хайруллина, на сегодня Ту-214 остаётся единственным реальным вариантом для возрождения отечественного авиапарка.
А куда деваться? Ведь ничего больше нет. У МС-21 заявленной дальности в обозримом будущем не будет.
Он отметил, что трудности с проектом МС-21 появились задолго до санкций. Когда из-за прекращения поставок зарубежных материалов объявили, что в России нет пан-нити для композитного крыла, это было, по его словам, неправдой.
Она в России есть давно. Мы работали с подмосковным заводом, который её выпускал. Директор тогда сказал: «Мы вам всю годовую программу закроем, если найдёте 300 тысяч рублей». Я нашёл. Так что санкции — лишь предлог, просто что-то не получается.
Экс-руководитель КАЗ напомнил, что предприятие имело собственный композитный цех, но позже его передали компании «АэроКомпозит». Такую ситуации он назвал нонсеном и уточнил, что на КАЗ самостоятельно делали углепластиковую механизацию крыла, а теперь вынуждены её где-то заказывать.
Потерянные кадры и разрушенная система
Хайруллин считает, что проблема не только в производстве, но и в разрушении профессиональной школы.
Были мастерские, где готовили токарей и слесарей. Что с ними? Их нет. Учебного центра по подготовке лётного состава тоже нет. Всё делается так, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию.
По словам Хайруллина, Казанский авиазавод до последнего сохранял статус федерального предприятия, добиваясь этого через Совет безопасности, держась за статус стратегического актива. Однако впоследствии КАЗ всё-таки преобразовали в акционерное общество.
Утрата управленческой преемственности
Бывший глава КАЗ связал упадок отрасли с ликвидацией министерства авиационной промышленности, разрушением единой системы управления и передачей отрасли из ведомства в ведомство.
Авиастроение то отдавали в Миноборонпром, то в Минэкономики, потом — в «Росавиакосмос», потом — в Минпромэнергетики. Я дважды был на заседаниях правительства по авиапрому. Мы так даже бюро райкома не проводили: всё под кальку, никакой подготовки.
Хайруллин подчеркнул, что во главе авиапрома должны стоять профессионалы-авиастроители, ведь советская авиастроительная школа была одной из сильнейших.
А что сейчас из себя представляют ильюшинская и туполевская фирмы? Прочнистов не найти, а у «Туполева» они были лучшие. Разогнали специалистов, а чтобы вырастить новых, нужны десятилетия.
В субботу, 11 октября, стало известно, что на КАЗ начался новый аудит. В цеха предприятия нагрянули сотрудники Генеральной прокуратуры России.
Ранее www1.ru сообщал, что российские шины для шасси лайнеров МС-21 и SJ-100 успешно прошли сертификацию.