Ушедший гигант, оставивший после себя наследие в 240 мировых рекордов — Ан-225 «Мрия». Рассказываем историю самого большого военно-транспортного самолёта в мире.
Ан-225 «Мрия», разработанный в СССР на заводе Антонова в 1980-х, по праву носит звание крупнейшего самолёта в истории авиации. Этот авиационный гигант, ставший настоящей легендой, поражал не только своими габаритами, но и выдающимися лётными характеристиками.
Для какой цели был создан самолёт
В конце 70-х – начале 80-х годов Советский Союз активно трудился над созданием многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Помимо космических полётов, остро встал вопрос о логистике: как перемещать этот гигант между космодромами, заводами и стартовыми комплексами. Для этого был нужен настоящий «воздушный исполин» — самолёт-грузовик, которому предстояло нести на своих крыльях 60-тонный «Буран».
Так КБ имени Антонова начало разработку принципиально нового самолёта на базе уже существующего Ан-124 «Руслан». Проект получил обозначение Ан-225.
История создания и жизненный путь
Исторический первый полёт единственного Ан-225 состоялся 21 декабря 1988 года. Всего через год, на авиасалоне в Ле-Бурже, самолёт произвёл сенсацию своим уникальным внешним видом, продемонстрировав перевозку «Бурана» на своей верхней части. Это зрелище стало символом выдающихся инженерных достижений СССР.
Однако наступление 1990-х годов принесло кардинальные перемены. Распад Советского Союза и прекращение программы «Энергия–Буран» оставили «Мрию» без применения. Самолёт оказался избыточным и был отправлен на хранение, постепенно утрачивая свою значимость. Только в 2001 году, после модернизации, он был вновь задействован для выполнения коммерческих перевозок сверхтяжёлых грузов.
Интересные факты
Ан-225 установил свыше двухсот сорока мировых рекордов в авиации, продемонстрировав свои возможности в таких областях, как перевозка максимального веса, транспортировка самых длинных и тяжёлых грузов, а также уникальные полёты с двумя танками на борту.
- Внутри него мог поместиться целиком Боинг-737
- Во время пандемии COVID-19 «Мрия» выполняла грузовые рейсы с гуманитарной помощью, доставляя десятки тонн медицинских материалов из Китая в Европу и США
- На борту самолёта был личный туалет с душем и кухней для экипажа. Настоящий «воздушный дом»
- У самолёта 32 колеса, а его тормозная система была рассчитана останавливать его даже с полной загрузкой
Сколько было выпущено?
Произведён был только один экземпляр Ан-225, идентифицированный серийным номером UR-82060. Второй фюзеляж, степень готовности которого составляла 60–70%, более трёх десятилетий находился на хранении в Киеве. В различные периоды времени рассматривались проекты по его завершению, но ни один из них не был реализован.
В ходе боевых действий в аэропорту Гостомель ангар с самолётом получил повреждения, а единственный экземпляр самолёта был уничтожен
Нужен ли нам аналог «Мрии» в 2030-х годах?
Преимущества:
К началу 2030-х ожидается появление российского двигателя ПД-35, который превзойдёт Д-18Т. Это откроет путь к созданию сверхтяжёлого транспортного самолёта, оснащённого четырьмя ПД-35. По своей грузоподъёмности он будет сопоставим с Ан-225, который использует шесть Д-18Т. Крупные инициативы Роскосмоса и Росатома могут потребовать транспортировки крупногабаритного и тяжёлого оборудования, для чего новый самолёт будет идеально подходить. Двигатель ПД-35 позволит разработать самолёт, который будет превосходить существующие «Русланы» как по объёму перевозимых грузов, так и по экономичности эксплуатации.
Недостатки:
Строительство точной копии Ан-225 не оправдано с точки зрения современных технологических возможностей, к тому же новый самолёт такого класса будет стоить дороже, чем перспективный военно-транспортный самолёт «Слон» (Ил-106). Если для нужд Роскосмоса и Росатома достаточно более компактных машин, подобных «Слону», то «аналог Мрии» окажется маловостребованным и большую часть времени будет находиться в бездействии. Военным же требуется замена Ан-124, а не самолёт, сопоставимый с Ан-225 по габаритам.
Технические характеристики самолёта Ан-225:
- Год принятия — 1988
- Размах крыла — 88,4 м
- Длина самолёта — 84,0 м
- Высота самолёта — 18,2 м
- Площадь крыла — 905 кв.м
- Масса, кг— пустого самолёта — 250000— максимальная взлётная — 640000
- Внутреннее топливо — 300000 кг
- Тип двигателя — 6 ТВД Прогресс (Лотарев) Д-18Т
- Тяга — 6 х 23405 кгс
- Крейсерская скорость — 800 км/ч
- Практическая дальность — 15600 км
- Дальность полёта — 4500 км
- Практический потолок — 11000 м
- Экипаж — 6-7 человек
Читайте еще по теме:
Денис Мантуров ознакомился с ходом подготовки к серийному производству двигателя ПД-8
Авиакомпания «Россия» обследовала самолёт SSJ-100 на наличие конструкторских дефектов
Бюджетную систему БПЛА для мониторинга территорий разработали в Новосибирске
«Байкал» на взлёте: разработчик рассказал об испытаниях нового самолёта ЛМС-901
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие