Несмотря на политические разногласия, Россия и США продолжают сотрудничать в космической сфере. В январе 2025 года стало известно, что «Роскосмос» и NASA продлили соглашение о перекрёстных полётах, позволяющее астронавтам летать на МКС на российских «Союзах», а космонавтам — на американских шаттлах.
Но куда более амбициозная цель — Марс. И здесь у каждой страны свои планы.

Гонка к Красной планете
20 января 2025 года, в день своей инаугурации, президент США Дональд Трамп заявил, что американские астронавты установят флаг на Марсе. NASA активно работает над этой задачей, а SpaceX Илона Маска разрабатывает сверхтяжёлую ракету Starship, которая должна доставить людей на Красную планету.
Россия тоже не остаётся в стороне. После неудачной миссии к спутнику Марса («Фобос-Грунт» в 2011 году) «Роскосмос» готовит новую попытку — проект «Бумеранг». Он предполагает доставку грунта с Фобоса на Землю после 2030 года.
Следующим этапом будет полет к Марсу. Полет к Луне будет подготовительной миссией. Тот опыт, который мы наберем в полетах к Луне, будет использоваться в полетах к Марсу.
Крикалёв подчеркнул, что Россия сейчас создаёт корабль для полётов за пределы земной орбиты — к Луне или к Красной планете. При этом освоение Луны начнётся с автоматических аппаратов.
Программа выстраивается так, что возобновление освоения Луны начнется автоматическими аппаратами. В какой-то части мы повторим то, что делали на предыдущем этапе. Эти аппараты будут не просто исследовать Луну в научных целях, они будут являться базой для подготовки к пилотируемой экспедиции. Будущие миссии мы планируем как совмещение робототехнических и пилотируемых аппаратов.
По словам Крикалёва, после первых посадок и исследований начнётся создание лунных баз для более тщательного изучения спутника. При этом он считает, что полёт на Марс может стать международным проектом и состоятся к концу 2030-х годов.

Чем Россия может помочь в марсианской миссии?
Хотя США лидируют в разработке космических кораблей, у России есть технологии, которые могут ускорить путь к Марсу.
1. Двигатели: сила и экономичность
SpaceX использует метановые двигатели Raptor-2, но у России есть свои альтернативы:
- РД-171МВ — самый мощный жидкостный двигатель в мире (тяга превышает 800 тонн), но он работает на керосине и менее экономичен в дальнем космосе.
- Ионные двигатели (проект «Зевс») — дают во много раз больший удельный импульс, чем химические, но требуют ядерного реактора. Если их доработать, полёт к Марсу может сократится с 9 до 1-2 месяцев.
Пока Starship выглядит предпочтительнее, но российские технологии могут дополнить американские разработки.

2. Скафандры: надёжность, проверенная временем
NASA испытывает проблемы с новыми скафандрами — их разработка затянулась настолько, что это стало одной из причин переноса лунной миссии «Артемида-3».
Недавний инцидент подтвердил уязвимость американских скафандров: во время выхода в открытый космос астронавтки Энн МакКлейн и Николь Эйерс обнаружили разрез на перчатке скафандра EMU (Extravehicular Mobility Unit). Повреждение защитного слоя Turtleskin на скафандре Энн МакКлейн, к счастью, не создало угрозы, но вновь подняло вопрос о надёжности оборудования.
А вот у России есть преимущества:
Российские скафандры имеют долгую историю, подтверждающую их надёжность. Современные «Орлан-МКС» — прямые наследники советского лунного скафандра «Кречет». Их ключевые особенности:
- Автономность: до 7 часов работы без дозаправки кислородом (до 20 часов с пополнением ресурсов)
- Удобство обслуживания: все системы жизнеобеспечения размещены в «двери» на спине (кислород, очистка воздуха, терморегуляция)
- Безопасное давление: 300 мм рт. ст. (чистый кислород) — оптимальный баланс между защитой от декомпрессии и подвижностью
- Проверенная конструкция: с 2001 года скафандры «Орлан-МКС» использовались более 150 раз на МКС

За счёт более низкого давления они делают скафандр более мягким. Но это влечёт за собой целую ночёвку в кислородной среде, чтобы не было декомпрессионных расстройств. Они ночуют в эйрлоке [воздушный шлюз, прим. ред. www1.ru] с кислородом, то есть десатурацию делают. Это та ещё "радость". У нас за счёт более высокого давления жёсткость выше, но нам достаточно часа десатурации перед выходом.
В отличие от российских решений, новый скафандр SpaceX (EVA suit) использует революционный подход:
- Все системы жизнеобеспечения подаются через «пуповину» (кабель)
- Давление 260 мм рт. ст. с автоматической регулировкой
- Индивидуальный пошив для каждого астронавта
- Улучшенная подвижность суставов
Однако, по мнению Михаила Корниенко, есть нюанс:
Может быть, сама по себе идея и неплохая, но этот кабель будет в значительной степени сковывать движения космонавта за бортом. Представьте, мы передвигаемся по всей длине российского сегмента станции. Это метров сорок. И этот кабель, он что, тянуться будет? А если космонавт на другую сторону пошёл? Кабель обмотается вокруг модуля.
Пока «Орлан» остаётся единственным скафандром, проверенным в длительных сложных операциях. Но будущие миссии к Луне и Марсу потребуют новых решений — и здесь опыт российских разработчиков может оказаться бесценным.
3. Опыт долгих полётов
Российские космонавты — рекордсмены по времени в космосе:
- Сергей Крикалёв провёл на орбите 803 суток за 6 полетов суммарно.
- Геннадий Падалка — 878 суток в сумме за несколько миссий.
- Олег Кононенко — 1110 суток суммарно на орбите.
Этот опыт критически важен для марсианской экспедиции, которая займёт предположительно от 1,5 до 3 лет.

4. Космические оранжереи
На МКС уже выращивают растения, но для Марса нужны более эффективные системы. Россия экспериментировала с этим ещё на станции «Мир», где успешно вылуплялись перепела. Стартап 435nm (название отсылает к оптимальной длине волны для фотосинтеза) — перспективный российский проект, занимающийся разработкой компактных биореакторов для выращивания микроводорослей в экстремальных условиях. При поддержке научно-технической гильдии «Рубежи Науки» команда исследует, как максимально эффективно производить биомассу при минимальных затратах энергии и пространства.

В чем особенность проекта?
- Используются специальные светодиоды с точно настроенным спектром (те самые 435 нм), что ускоряет рост водорослей;
- Разрабатывается замкнутая система с рециркуляцией воды и питательных веществ;
- Компактные размеры установки позволяют интегрировать её даже в тесные космические аппараты.
Если эксперименты окажутся успешными, такие биореакторы смогут не только обеспечивать экипаж кислородом, но и стать источником питательных веществ для долгих межпланетных перелётов.
Это направление особенно актуально в свете планов по созданию лунных баз и экспедиций к Марсу. Ведь, как показал опыт МКС, свежая зелень — не просто приятное дополнение к рациону космонавтов, но и важный психологический фактор во время длительных миссий.
Пока проект находится на стадии испытаний, но его разработчики уверены: подобные технологии станут неотъемлемой частью будущих межпланетных кораблей и внеземных станций.

Хотя Россия в ближайшие годы вряд ли сможет отправить самостоятельно своих людей на Марс, её технологии и многолетний опыт могут стать важной частью международной миссии. Ядерные двигательные установки, надёжные скафандры, уникальные знания о длительном пребывании человека в космосе и перспективные биологические системы — всё это способно сделать мечту о покорении Красной планеты реальностью.
История космонавтики не раз доказывала: даже в условиях конкуренции совместные проекты приводят к прорывам. Освоение Марса — слишком амбициозная задача для одной страны. Но объединив усилия, человечество может достичь этой цели уже в обозримом будущем. Главное — помнить, что космос остаётся территорией сотрудничества, где научный прогресс важнее политических разногласий.
Читать ещё материалы по теме:
Танк в космосе: что известно про новый скафандр «Орлан-МКС» №6?
Для российского корабля нового поколения: завершились автономные испытания скафандра «Сокол-М»